Помогите решить тест для сайта etxt.ru
1. В каком предложении выделение причастного оборота запятыми не требуется?
А) Чуть шелестят листья берез едва колеблемые ветром.
Б) На мысли дышащие силой как бисер нижутся слова.
В) Время от времени впереди на плотине появлялся связист машущий флажком.
Г) После черного подземелья необычайно ярким кажется отраженный снегами режущий глаза свет.
2. Выберите предложение с грамматической ошибкой:
А) Прочитав пьесу, передо мной возникли образы героев.
Б) Прочитав пьесу, образы героев я так и не смог представить отчетливо.
В) Я, прочитав пьесу, так и не смог понять, что хотел сказать автор.
Г) Все это они узнали, прочитав пьесу.
3. Укажите вариант с ошибкой орфографии в выделенном слове (словах):
А) (Кто-нибудь) (что-то) знает об этом преподавателе?
Б) (Почему-то) (ни кто) не предупредил, что на улице дождь.
В) На вечер надо надеть (что-нибудь) оригинальное.
Г) Вы (какую-то) ерунду говорите. Лучше бы рассказали (что-нибудь) про свою работу.
4. В каком случае «и так» пишется раздельно:
А) Подведем итоги. И (так), теперь мы знаем следующее…
Б) Не будем приводить примеры, вы и (так) все подробно рассказали.
В) И (так), для этого надо соответствовать некоторым критериям.
Г) И (так), нам пора домой.
5. Выберите предложение без ошибки орфографии в выделенном слове:
А) (Что бы) правильно расставлять ударения, нужно пользоваться орфоэпическим словарем.
Б) (Чтобы) с Иваном ни случалось, я всегда ему помогал.
В) Не могу предположить, (что бы) он сделал на моем месте.
Г) Пришлось идти в библиотеку, (что бы) найти нужную мне книгу.
6. Выберите вариант, в котором есть ошибка (-и):
А) Без яблок, среди цыган, несколько томат
Б) Шесть мичманов, пара носков, без погон
В) Без свадеб, не было мандаринов, семь ампер
Г) Двадцать пять ватт, пара томатов, не было рельсов
7. Выберите предложение без ошибки орфографии:
А) Моей подруге, также как и мне, нравятся горнолыжные курорты
Б) Сегодня я накрою на стол, а ты посмотри, в какой последовательности раскладывать приборы, и сделай завтра так же.
В) Каждый раз, когда они возвращались к этому вопросу, в разговоре повторялось тоже самое.
Г) Она купила только овощи и фрукты, я купил тоже самое.
8. Найдите предложение с ошибкой орфографии:
Трехтомная энциклопедия была выпущена большим тиражом.
Я всегда презирал двуличных людей.
Компьютер оснащен двух ядерным процессором.
Использование двусмысленных слов может привести к неверному пониманию мыслей собеседника.
9. Найдите предложение с ошибкой орфографии:
Проанализируем картины известных русских художников, на пример И. Репина.
Пойдем сегодня на прогулку или, например, в кафе.
Если вы готовы перенести долгий перелет, рекомендуем отправиться, например, в Индонезию.
Посмотри на пример, написанный преподавателем.
10. Найдите предложение с ошибкой орфографии:
Света мысленно подбирала слова для предстоящего тяжелого разговора с братом, но так и не смогла придумать ничего стоящего.
Княгиня надеялась, что Воропаев забирет у нее письмо и передаст его князю, но этого не случилось.
В тот день она рассеянно перебирала старые письма отца, которые он писал маме на французском.
Ее вкусы были очень избирательны, поэтому угодить ей было крайне трудно.
2. Выберите предложение с грамматической ошибкой.
Ответ:
А) Прочитав пьесу, передо мной возникли образы героев (деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному и тому же лицу).
Правильный вариант:
Прочитав пьесу, я сразу представил себе образы героев.
3. Укажите вариант с ошибкой орфографии в выделенном слове (словах).
Ответ:
Б) Почему-то НИКТО (слитно) не предупредил, что на улице дождь.
4. В каком случае «и так» пишется раздельно.
Ответ:
Б) Не будем приводить примеры, вы И ТАК (как? / каким образом? – «и так» – «союз + наречие») все подробно рассказали.
5. Выберите предложение без ошибки орфографии в выделенном слове:
Ответ:
В) Не могу предположить, ЧТО БЫ (местоимение + частица) он сделал на моем месте.
Примечание.
«Бы» можно опустить или перенести в другое место, смысл предложения от этого не пострадает:
Не могу предположить, ЧТО он сделал БЫ на моем месте.
Следовательно, в данном предложении мы имеем дело с вопросительным местоимением «что» и частицей «бы», которая пишется отдельно.
6. Выберите вариант, в котором есть ошибка (-и).
Ответ:
А) Без яблок, среди цыган, несколько томатОВ.
Правило.
Окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа характерно для названий плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твёрдый согласный (апельсин – апельсинов, помидор – помидоров, абрикос – абрикосов, мандарин – мандаринов, банан – бананов, баклажан – баклажанов, томат – ТОМАТОВ): пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров.
7. Выберите предложение без ошибки орфографии.
Ответ:
Б) Сегодня я накрою на стол, а ты посмотри, в какой последовательности раскладывать приборы, и сделай завтра так же.
8. Найдите предложение с ошибкой орфографии.
Ответ:
Б) Компьютер оснащён ДВУХЪЯДЕРНЫМ (слитно, с твёрдым знаком) процессором.
9. Найдите предложение с ошибкой орфографии.
Ответ:
А) Проанализируем картины известных русских художников, НАПРИМЕР (слитно) И. Репина.
Примечание.
Обратите внимание на то, что после слова «например» запятой нет.
Правило.
Слово «например» не выделяется запятой, если находится в начале или в конце обособленного оборота, содержащего уточнение, дополнительные сведения или разъяснения, и выступает в нём в роли присоединительного союза. В этом случае слово «например» выделяется вместе со всем оборотом и не требует дополнительного знака пунктуации.
Примеры:
1) Если здесь заболоченное место, то следует посадить дерево-насос, например тополь или березу.
Следует посадить какое именно дерево-насос? — «например тополь или берёзу» (уточнение, разъяснение).
2) Все его действия показались мне довольно странными, как и всем окружающим например.
Секретарша, врачиха, директриса, лаборантка, генеральша.
1. Необходимо устранить все тормозы, мешающие экономическому развитию предприятия.
2. На постоянную работу требуются квалифицированные токари и слесари.
3. Для проведения бесед и докладов были подобраны опытные лекторы.
4. Кузовы (кузова) грузовиков были до краёв наполнены мешками и ящиками.
5. У милицейского поста проверяли пропуска.
6. На встрече были подписаны важные договоры.
7. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные штабеля кирпичей.
8. Многочисленные прожекторы (прожектора) ярко освещали улицы города.
9. В доме отдыха оказались представители разных профессий: врачи, учителя, бухгалтеры, инженеры, кондуктора.
Зубы (орган пищеварения) – зубья (часть инструмента), корни (подземная часть растения) – коренья (корнеплоды), листы (куски бумаги, металла) – листья (часть растения), мужи (мужское население страны, выс. ст.) – мужья (семейный партнёр), образы (эстетические) – образа (иконы), поводы (мотивы) – поводья (часть упряжи), поясы (географ. понятие) – пояса (элементы одежды), соболи (животные) – соболя (шкуры соболей), счёты (устройство для счёта) – счета (финанс. документы).
Вензеля, джемперы (доп. – а), возрасты, ветры (доп., в худ. речи – а), диспетчеры, ректоры, снайперы, шофёры, вымпелы, директора, доктора, лагеря (турист., пионер.), лагери (политические объединения), сорта, счёта, терема, комья, годы, адреса, корпусы (туловища), корпуса (здания).
Апельсинов, армян, ботинок, гектаров, граммов, грузин, киргизов, килограммов, комментаторов, мандаринов, носков, осетин, партизан, плеч, помидоров, рельсов, сапог, свадеб, солдат, туфель, чулок, яблок, яблонь.
1. На Черном море много песчаных побережий.
2. Я оставался в лесу долго: от синих сумерек до полных потёмок.
3. В саду много яблонь, вишен, смородины.
4. Сколько же платьев тебе нужно?
5. Я купила весь садовый инвентарь, кроме граблей (грабель).
6. Над болотом кружила пара цапель.
7. В нашем городе много грузин, туркмен, узбеков, цыган, осетин.
8. Мать велела купить несколько простыней (простынь).
9. Я не нашла в магазинах ни апельсинов, ни мандаринов, ни баклажанов, зато купила два килограмма помидоров.
10. В углу стояло несколько кочерёг.
11. Сегодня нужно забрать братишку из яслей.
12. Иван Андреевич Крылов написал много басен.
13. Осенью бывает много свадеб.
1. Я уже вторую неделю нахожусь на бюллетене.
2. Нередко в ту пору наказывали плетьми.
3. Разработкой этого оборудования могли заняться наши инженеры.
4. В этой коробке находятся иглы, шилья, ножницы.
5. В «Лесе» Островского еще надо разобраться.
6. Прогулки в лесу меня успокаивают.
7. Много лет не было у нас таких ранних заморозков.
1. Радостно встретились после долгой разлуки два друга (двое друзей).
2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи четырёх сирот.
3. В семье было три сына (трое сыновей), все трое – прекрасные охотники.
4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними троими приедет мать.
5. При больном неотлучно находились три слуги (трое слуг).
6. Семинар вели два доцента.
1. На занятиях не было обеих сестер.
2. Парохода ждали только четыре женщины.
3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и ясли – в количестве двадцати двух.
4. Насыпь возводилась с помощью двух бульдозеров.
5. Три работницы не смогли выйти на работу.
6. Два котёнка играли на полу.
7. На обоих берегах реки раскинулись поля.
8. В обеих странах скоро будут выборы.
1. К трёмстам сорока пяти прибавить сто пятьдесят семь.
2. От девятисот шестидесяти четырёх отнять восемьдесят девять.
3. Десять сложить с семьюстами девяноста восемью.
4. Предложение принято тремястами семьюдесятью пятью голосами против четырёхсот сорока девяти голосов.
5. Деревня находится в ста шестидесяти трёх километрах от города.
1. Корпорация «Платон» провела социологический опрос среди шестисот руководителей средних и крупных предприятий России.
2. Оказалось, что, вопреки расхожему мнению о директорах как оплоте консерватизма, восемьдесят восемь и девять десятых процента руководителей поддерживают идею рыночной экономики для России.
3. За массовую приватизацию предприятий высказались более пятидесяти одного процента опрошенных.
1. Четырём молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.
2. Так мы и живем: семеро в одной комнате.
3. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим трём студентам, послушаем их разговор.
4. Над этой темой работает пять научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании.
5. Грамоту вручили А.Ф. Осиповой: ей исполняется восемьдесят лет.
6. Два раза мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться.
7. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, две кровати.
8. В столицу чемпионата приехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличилось на две тысячи.
9. Спортивный клуб уже 12 лет держится в первых рядах высшей лиги.
1. Согласно приказу, распоряжению, предписанию, заявлению, уставу, закону, договору, соглашению, плану.
2. Вопреки сомнению, предсказанию, общению, совету.
3. Наперекор судьбе, врагам, злым силам, расчетам.
4. Благодаря заботе, уходу, случаю, вниманию, настойчивости, друзьям, товарищам.
Банкнота, вольер, георгин, желатин, манжет, толстая мозоль, (билет) с плацкартой, погон, покрыть толем.
1. Позднее барокко характеризуется декоративной пышностью деталей.
2. На плечи молодой женщины было накинут пушистое боа.
3. Гороно разослал по школам тексты сочинений.
4. «Юманите» обратилась к французам с призывом принять участие в выборах.
5. Таинственный инкогнито вёл себя странно.
6. Мали присоединилось к резолюции, принятой группой африканских государств.
1. На фермах нашего района среди девушек есть уже опытные трактористки, хорошо справляющиеся с работой комбайнёры.
2. В ближайшее время состоится защита диссертации аспиранта Никитиной.
3. Девушка-кондуктор мило улыбается.
4. В числе делегатов на Всемирном конгрессе женщин была Валентина Терешкова.
5. В женской парикмахерской лучшим мастером считается Т. Леонова.
6. Входные билеты в кинотеатр проверяли две женщины-билетерши.
7. Чемпионом мира по шахматам среди женщин стала Майя Чибурданидзе.
8. На конференции выступила руководитель проекта Р.Д. Никифорова.
9. Большой успех выпал на долю молодой пианистки – лауреата конкурса имени Шопена.
1. Роль Несчастливцева в «Лесе» исполнял молодой актер.
2. Купите мне пару чулок и две пары носков.
3. Периодически астрономам удается хорошо наблюдать Марс.
14 ноября 2013 13:52
Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к тематике грамотной постановки окончаний в существительных, употребляемых в форме родительного падежа множественного числа.
Как отмечают составители книги «Русская грамматика» под редакцией академика РАН Наталии Шведовой, для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: мухоморов, компьютеров, носков и так далее.
Из этого правила филологи выделяют обширный ряд исключений – подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок – много чулок, один грузин – пятеро грузин.
К числу таких слов относятся:
- названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющихся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры – мадьяр, туркмены – туркмен, гардемарины – гардемаринов и гардемарин, партизаны – партизан, солдаты – солдат;
- названия парных предметов: ботинки – ботинок, глаза – глаз, манжеты – манжет, погоны – погон, чулки – чулок, эполеты – эполет, сапоги – сапог;
- названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт.
Стоит отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, корзина мандаринов, салат из помидоров.
Таким образом, правильно: килограмм помидоров, груда носков, пара чулок, отряд храбрых грузин.