Дуб ласково как будет

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщи­на, высота, цвет, листопад; прилагательных: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосно­вый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, круп­ные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые; глаголов: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, рас­пускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очи­щать, ломать, охранять.

Игры и упражнения

«Назови ласково» (детям от 4 лет)

тополь — тополек, дуб — дубок,

осина — осинка (осиночка), береза — березка (березонька),

рябина — рябинка (рябинушка), ива — ивушка,

елка — елочка, сосна — сосенка,

клен — кленок, яблоня — яблонька,

шишка — шишечка, ветка — веточка,

лист — листик, листок, листочек, лес — лесок,

«Один — много» (детям 4—8 лет) .

Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей;

осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов;

липа — липы — лип; береза — березы — берез;

ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин;

ель — ели — елей; елка — елки — елок;

сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь;

плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек;

желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек;

крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек;

корень — корни — корней; ствол — стволы — стволов;

ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев;

иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков;

лес — леса — лесов; чаща — чащи — чащ.

Игра «Посчитай» (детям от 5 лет)

Одно дерево — два дерева — пять деревьев

одна ветка — две ветки — пять веток

один дуб – два дуба – пять дубов

«По­считай» (детям 68 лет)

одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,

одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,

один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.

«Назови, какой, какая?»

Лист березы — березовый рябины — рябиновый

дуба — дубовый сосны — сосновый

клена — кленовый ветка сосны — сосновая

ели — еловая тополя — тополиная

осины — осиновая липы — липовая

«Назови предмет со словом "сосновый"»

Бор (какой?) — сосновый;

кресло (какое?) — сосновое;

мебель (какая?) — сосновая;

полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.

«Как назвать лес?»

Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая

если в роще растут дубы — дубовая

«Узнай дерево»

Узнайте дерево по его плодам и закончите пред­ложение.

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»

Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кру­жится, сохнет . ;

дерево . ; крона . ; почки . ;

«Четвертый лишний»

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

· Клен, рябина, ель, тюльпан;

· береза, дуб, шиповник, тополь;

· яблоня, смородина, черемуха, рябина;

· сосна, тополь, рябина, ива;

· липа, осина, клен, яблоня.

Объясните, как вы догадались, какие слова по­могли найти отгадки?

Весной роняет слезы

Стоит летом золотая,

Сладким медом налитая.

Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок . (осины).

Это деревце придет.

Зеленое и колкое,

Оно зовется. (елкою).

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

Читайте также:  Заболачивание местности может вызвать большое скопление

На дубовых ветках

На них шапочки резные.

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки

Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. "Шагают" по столу средним и

Осень

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями

Вот дубовый, Загибают по одному пальчику

Вот кленовый, на обеих руках

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают

«Фрукты»

1.«Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).

2. «Один – много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Персик – персики – много персиков т.д.

3. «Счет фруктов». Согласование ИС с числительными.

Одно яблоко – два яблока – пять яблок.

Одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок и т.д.

4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Мандарин (какой?) – сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д.

5. «Назови сок и варенье».Образование относительных прилагательных.

Сок из лимонов (какой?) – лимонный и т.д.

Варенье из лимонов (какое?) – лимонное и т.д. с названиями остальных фруктов.

6. «Он (она) – они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

Груша растет – груши растут (зреет, желтеет, спеет, цветет).

7. «Что делал? Что делала? Что делали?».Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.

Сажают – сажал, сажала, сажали (поливают, рыхлят, собирают).

8. «Назови, какое дерево?». Образование относительных прилагательных.

Дерево с яблоками – яблоневое – яблоня.

Дерево с грушами – груша – грушевое.

Дерево со сливами – сливовое – слива.

Дерево с персиками – персиковое – персик.

Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикос.

9. «Четвертый лишний». Классификация предметов.

Персик, хурма, репа, банан; лимон, малина, абрикос, вишня; огурец, тыква, чеснок, яблоко.

10. «Скажи наоборот».Составление ССП с союзом а.Подбор антонимов.

Персик большой, а абрикос маленький.

У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка.

Апельсин больше, а мандарин меньше.

Лимон кислый, а персик сладкий.

11. Составить описательный рассказ про фрукты (по выбору), по плану:

Это овощ или фрукт?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?

Что из него можно приготовить?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Деревья»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Тополь – тополек (дуб, осина, береза, рябина, ива, елка, сосна, клен, яблоня; шишка, ветка, лист, лес, иголка, корень).

2. «Один – много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Клен – клены – много кленов и т.д.

3. «Счет». Согласование ИС с числительными.

Одно дерево – два дерева – пять деревьев.

Один могучий дуб – два могучих дуба – пять могучих дубов и т.д.

4. «Чьи плоды (семена)?». Поиск соответствующего понятия.

Желуди растут на – дубе.

Яблоки растут на – яблоне.

Круглая шишка на – сосне.

Длинная шишка у – ели.

Грозди рябины растут на – рябине.

Сережки растут на – березе, ольхе, иве.

5. «Какой лист, какая ветка?».Образование относительных прилагательных.

Лист березы – березовый и т.д.

Ветка тополя – тополиная и т.д. с названиями остальных деревьев.

6. «Подбери слова-действия».Поиск соответствующего глагола.

Лист (что делает?) – желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет (дерево, крона, почки, корни, ветви).

7. «Подбери предмет со словом «сосновый». Образование относительных прилагательных.

Бор (какой?) – сосновый (шишка, кресло, мебель, полено, запах, хвоя, иголки).

8. «Назови рощу». Образование относительных прилагательных.

Если в роще растут березы, то эта роща называется – березовая (дубы, осины, ивы, клены).

9. «Какие бывают леса?». Поиск соответствующего понятия.

Если в лесу растут дубы, осины, березы, то этот лес – лиственный

Читайте также:  Тминное масло при родах

Если в лесу растут сосны и елки, то этот лес – хвойный

Если в лесу растут ели, березы, дубы и.т.д., то этот лес – смешанный.

10. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Клен, рябина, ель, осина; яблоня, груша, слива, рябина; береза, дуб, клен, смородина.

11. Составить описательный рассказ про деревья (по выбору), по плану:

Как называется дерево?

Хвойное, лиственное или фруктовое?

Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)?

В каком лесу растет?

Какую роль дерево играет в окружающем мире?

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 765 | Нарушение авторских прав

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной к школе речевая группа (Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание»)

Автор: Королькова Инна Владимировна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N48 комбинированного вида» г. Орла.

Цель: обобщить и систематизировать у детей представления о характерных признаках осени, формирование лексико – грамматических категорий по теме.

Программные задачи:
I. Коррекционно-развивающие:
1.Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, память.
2.Продолжать развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
3.Продолжать работу над интонационной выразительностью речи.
4.Продолжать развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание.
II. Коррекционно-образовательные:
1.Пополнять и активизировать словарный запас по теме «Деревья».
2.Упражнять в образовании относительных прилагательных.
3.Упражнять в образовании уменьшительно – ласкательных форм имен существительных. 4.Упражнять в подборе форм множественного числа имен существительных в Им. и Р. падежах. 5. Упражнять в подборе слов – признаков, слов – антонимов.
6.Формировать навыки связного высказывания.
III. Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать педагога и товарища.
2. Воспитывать умение правильно и с пользой проводить свободное время.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Беседа по теме; рассматривание картинок с изображением осени. массаж БАЗ «Солнышко», разучивание речи с движением «Лесная зарядка».
Методы и приемы: наглядность, вспомогательные вопросы, указания, поощрение.
Оборудование и материалы:
Для учителя-логопеда:
-осенняя мелодия;
– магнитофон;
– ткань;
-Старичок – лесовичок с осенними листьми, на которых написаны задания;
-магнитная доска, магниты;
-картины осенних месяцев;
-указка.
Для детей:
-предметные картинки к заданиям;-бумажные салфетки, разноцветные ленточки, веревочки, бусинки, камушки;
-2 стола, стулья.

План непосредственной образовательной деятельности:

Организационный момент:
приветствие,
массаж биологически ак­тивных зон «Солнышко».
I.Введение в тему:
– приглашение в осенний лес;
– подбор прилагательных.
II. Изучение нового материала.
– Сюрпризный момент «Старичок – лесовичок»;
– Игра «Назови ласково»;
– Игра «Один – много»;
– Игра «Подбери признаки»;
– Игра « С какого дерева лист, плод»;
– Речь с движением «Лесная зарядка»;
– Игра « Слова наоборот»;
Создание картины (работа с разноцветными веревочками, ленточками,
бусинками, камушками).

III. Итог непосредственной образовательной деятельности.

Ход:
Организационный момент:
Дети встают полукругом, лицом к гостям.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
Массаж биологически ак­тивных зон «Солнышко»
Солнце утром рано встало,
Поднимают руки вверх, тянутся.
Всех ребяток приласкало.
Гладят себя по голове.
Греет грудку,
Массируют «дорожку» на груди снизу-вверх.
Греет шейку.
Поглаживание шеи большими пальцами сверху-вниз.
Греет лоб,
Проводят пальцами от середины к вискам.
Греет уши,
Растирают ладонями уши.
Греет ручки,
Растирают ладони.
Вот нас солнышко согрело!
Поднимают руки вверх.
I.Введение в тему:
-Ребята, я приглашаю вас в осенний лес:
Раз, два, три, – ветка клена, помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень желтою охрой.
-Какие слова нам помогли оказаться в осеннем лесу? (В осеннем лесу нам помогла оказаться ветка клена.)
-Какое время года раскрасило листву в багряный и золотой цвет? (Осень)
-Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
-Какая погода может быть осенью, используя слова:
Солнце – (солнечная погода),
Ветер – (ветреная погода),
Осень – (осенняя погода),
Облако – (облачная погода),
Мороз – (морозная погода).

II. Изучение нового материала.
1. – Пока мы называли осенние месяцы, какая может быть погода осенью, нас оказывается ждал старичок – лесовичок. -А что у него в руках? (осенние листья), а на листьях задания для нас. Если мы выполним все задания правильно, то старичок – лесовичок подарит нам мультфильм «Сказки старого дуба». Давайте посмотрим первое задание.

Читайте также:  Как выглядит кленовый лист рисунок

2.Игра «Назови ласково»
-Первый осенний листик просит назвать деревья ласково. (по картинкам)
береза -…(березонька);
дуб – … (дубок);
клен – … (кленок);
рябина – …(рябинка);
ель – …(елочка);
сосна – …(сосенка);
осина – …(осинка);
тополь – …(тополек);
дерево – …(деревце).

3. Игра «Один – много»
-Задание второго осеннего листика – назовите слова во множественном числе по образцу:
дерево – деревья – много деревьев.
Береза – …(березы) –… (много берез);
Дуб – …(дубы) – …(много дубов);
Клен – … (клены) – … (много кленов);
Ель – …(ели) – …(много елей);
Сосна – … (сосны) -…(много сосен);
Осина – …(осины) – …(много осин);
Рябина – …(рябины) – … (много рябин);
Каштан – …(каштаны) – …(много каштанов);
Тополь – …(тополи) – … (много тополей).

4.Игра «Подбери признаки»
-Задание третьего осеннего листика – подобрать признаки к словам. – Я называю слово, даю вам мячик, вы по очереди называете слово-признак и передаете мяч соседу. Сосед называет следующее слово.
Деревья – …(зеленые, желтые, красные, разноцветные, лиственные, хвойные, высокие, низкие, старые, молодые, голые.)
Лес – …(осенний, дремучий, волшебный, сказочный, молодой, темный, загадочный, непроходимый, густой, полезный, богатый…)
Листья – …(желтые, красные, коричневые, зеленые, разноцветные, багряные, золотые…)

5.Игра «С какого дерева лист, плод?»
-Задание четвертого осеннего листочка – назвать с какого дерева лист, плод
(N, лист каштана – каштановый лист)
лист дуба – …(дубовый лист);
лист клена – …(кленовый лист);
лист осины – …(осиновый лист);
лист березы – …(березовый лист);
лист рябины – …(рябиновый лист);
шишка ели – …(еловая шишка);
шишка сосны – …(сосновая шишка);
гроздь рябины – …(рябиновая гроздь).
6. Речь с движением «Лесная зарядка».
(ПОД МУЗЫКУ)
– Шестой осенний листик предлагает поиграть в лесную зарядку
Руки подняли и покачали – (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
7. Игра « Слова наоборот»
– Пятый осенний листик предлагает следующее задание. Я буду называть словосочетание, а вы постарайтесь подобрать противоположное по значению.
Дерево старое – дерево … (молодое).
Ствол толстый – ствол …(тонкий).
Деревья высокие – деревья …(низкие).
Плоды на деревьях висят высоко, а ягоды на кустах …(низко).
Ветка длинная – ветка … (короткая).
Еловая шишка овальная – сосновая шишка … (круглая).
8. Создание картины. (Звучит музыка.)
-Ребята, мы выполнили все задания старичка – лесовичка, он нам подарил мультфильм «Сказки старого дуба». Давайте и мы подарим Лесовичку салфетки с осенними деревьями.
(На столах салфетки, разноцветные веревочки, ленточки, бусинки, камушки.)
– Для этого вам нужно взять разноцветные ленточки, веревочки, бусинки, камушки и выложить на салфетке осенние деревья.
(дети выполняют задание)
-Молодцы, у вас получились красивые салфетки. Я думаю Старичку – Лесовичку они очень понравятся.

III. Итог.
– Все задания Старичка – Лесовичка подошли к концу. Какое задание Старичка – Лесовичка было самым трудным? Какое задание вам больше понравилось?
-Нам пора возвращаться в детский сад:
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес.
-Сегодня очень хорошо отвечали……
-Молодцы! Всем большое спасибо!
-Давайте громко, все вместе скажем нашим гостям «Спасибо и всего вам самого хорошего!!» А мы с вами посмотрим мультфильм ««Сказки старого дуба»» и узнаем, какие сказки нам расскажет старый дуб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × пять =

Adblock detector