Как питаются растения 3 класс

Урок 8. Окружающий мир 3 класс

Конспект урока "Дыхание и питание растений"

Здравствуйте ребята! Меня зовут профессор Колбочкин! Очень много своего времени я провожу в своей любимой лаборатории, ставлю различные опыты и эксперименты. И сегодня на уроке я помогу вам узнать, как происходит дыхание и питание растений.

Вы уже знаете, что растение – это живой организм. Значит, для него, как и для всех других живых организмов характерно питание, дыхание, рост, развитие, размножение, старение и гибель.

Растение – живой организм

Растениям для жизни необходима вода, минеральные вещества и воздух. Все эти вещества растения получают из окружающей среды с помощью своих органов. Корень поглощает из почвы воду. Вместе с водой в растение поступают растворённые в ней минеральные вещества. Убедиться в этом нам поможет опыт.

У комнатного растения срежем стебель на высоте 10 сантиметров и на пенёк наденем короткую резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. Если почву в горшке полить водой, то вода начинает подниматься по трубке и вытекать из неё. Этот опыт доказывает нам, что корень поглощает из почвы воду с минеральными веществами, которая далее поднимается вверх по растению во все его органы.

Растения получают вещества не только из почвы, но и из воздуха.

С помощью опытов, я и другие учёные установили, что зелёные листья поглощают из воздуха углекислый газ. Под действием солнечного света из углекислого газа и воды в листьях образуются органические веществасахар и крахмал, и выделяется кислород. Сначала из углекислого газа и воды образуется сахар. Затем сахар превращается в крахмал и наоборот. Из листьев органические вещества поступают во все органы растения. Они используются растением для различных целей: идут на построение его тела, необходимы для питания, используются при прорастании семян. Часть органических веществ не расходуется и откладывается в запас. Например, у яблони питательные вещества накапливаются в плодах, у моркови в корнеплодах (утолщённых корнях), а у картофеля в клубнях.

Подтвердим это опытом. Возьмём клубень картофеля и разрежем его. Капнем на срез несколько капель раствора йода. Срез картофеля окрасится в сине-фиолетовый цвет. Как известно, от йода крахмал синеет. Значит, можно сделать вывод, что различные органы растения, например клубни картофеля, содержат крахмал.

Кроме сахара и крахмала в зелёных листьях под действием света образуется газ кислород. Он выделяется из листьев в воздух, и необходим всем живым организмам, в том числе и человеку для дыхания. Убедимся в этом с помощью опыта.

Возьмём две ёмкости, опустим в них горшок с растениями и закроем их. Поставим одну ёмкость с растением на яркий свет, вторую – в темноту, например, в тёмный шкаф. Через сутки откроем ёмкости, опустим в них горящие лучинки. В первой – лучинка не гаснет, а продолжает ярко гореть. Значит, в этой ёмкости появился какой-то газ, поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород. Зелёные листья растения выделили кислород. Опущенная во вторую ёмкость горящая лучинка потухнет. Значит, зелёные растения выделяют газ кислород и только на свету.

Листья растений испаряют воду. Проведём небольшой эксперимент. Наклоним ветку с листьями и, не отрезая её от растения, поместим в стеклянную колбу. Горлышко колбы закроем ватой. Через некоторое время стенки колбы покроются капельками воды. Её испарили листья.

Можно определить количество воды, испаряемой растением. Возьмём три пробирки, нальём в них одинаковое количество воды, в две пробирки на поверхность воды нальём масло. Оно покроет воду и не даст ей испаряться с поверхности. Срежем ветку с листьями какого-нибудь растения и поставим в третью пробирку. Уже через сутки воды в пробирке без масла станет меньше, так как часть её испарится. В третьей пробирке воды станет меньше всего. Значит, вода поднялась вверх по растению и испарилась через листья.

Читайте также:  Как покрасить на побелку водоэмульсионную краску

Разные растения испаряют разные количества воды. Одно можно сказать точно, так это то, что растения испаряют очень много воды. Для примера одно растение подсолнечника испаряет за день от 3 до 4 стаканов воды, капуста5 стаканов, а берёза в жаркий день испаряет до 6 вёдер воды.

Чем крупнее листья растений, чем больше их поверхность, тем больше испаряется воды. В этом легко убедиться, проделав следующий опыт. Поставим в две одинаковые пробирки с водой по одной веточке комнатного растения с мелкими и крупными листьями. Уровень воды быстрее понизится в пробирке, в которой находится ветка с крупными листьями.

Испарение играет в жизни растений большую роль. Ярко освещённые солнцем листья сильно нагреваются. При испарении листья охлаждаются и растение не перегревается. Испарение помогает передвижению воды в растении. Благодаря испарению листьями вода поступает через корни по стеблю в листья. А вместе с ней передвигаются и растворённые в ней питательные вещества.

Растения, как и все другие живые организмы, дышат. При дыхании они поглощают из окружающей среды кислород и выделяют углекислый газ. Дыхание происходит у растений круглые сутки — и на свету, и в темноте.

Если дыхание прекращается, растение гибнет. Дышат все органы растения. Убедиться, что все органы растения дышат, можно, поставив опыт.

Возьмём три прозрачные ёмкости. В одну из них поместим прорастающие семена гороха. Во вторую ёмкость положим корнеплод моркови. В третью ёмкость поместим свежесрезанный стебель растения с листьями. На следующий день опустим в каждую из ёмкостей горящую лучинку. Лучинки гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, и выделили большое количество углекислого газа, который не поддерживает горение. Для дыхания необходим кислород.

Проведём опыт. В две стакана с водой поместим растения. Нальём во второй стакан масло, которое покроет всю поверхность воды плёнкой. Спустя некоторое время растение во втором стакане погибнет, так как через слой масла к корням не поступает кислород. Растения поглощают при дыхании значительно меньше кислорода, чем выделяют его при образовании питательных веществ. Благодаря этому днём растения обогащают атмосферу кислородом и поглощают из неё выделяемый всеми живыми организмами углекислый газ.

Подведём итог. Растения – это живые организмы. Для них, как и для всех живых организмов характерно питание и дыхание. Всё необходимое для жизниводу, минеральные вещества и воздух, растения получают из окружающей среды с помощью своих органов. На свету зелёные листья поглощают из воздуха углекислый газ. Под действием солнечного света из углекислого газа и воды в листьях образуются органические вещества – сахар и крахмал, которые являются основной пищей растений. Вместе с питательными веществами образуется кислород. Растения выделяют его в воздух. Кислородам дышат животные, люди и сами растения. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем бы не было кислорода!

При дыхании растения поглощают из окружающей среды кислород и выделяют углекислый газ. Дыхание происходит у них круглые сутки — и на свету, и в темноте.

Ни для кого не секрет, что жизнедеятельность и развитие любого живого организма не может происходить без питания. Питание дает возможность организмам расти, видоизменяться, размножаться, а также обусловливает многие другие процессы в течение жизни. Как питаются животные, рыбы, люди – знает каждый. А как питаются растения? Ведь у них нет ни рта, ни зубов, ни пищеварительной системы. Многие столетия ученые изучали этот интереснейший процесс. В результате было выявлено, что растения используют для получения питательных веществ два способа – корневое и воздушное питание.

Корневое питание

Корневая система у разных растений различается по своей мощности – чтобы это увидеть, достаточно сравнить корни, например, моркови и картофеля. Однако для всех едино правило, что наибольшей способностью к всасыванию минеральных веществ из почвы обладают молодые корешки. С течением времени они немного грубеют и теряют эту способность. Поэтому корневая система имеет не только один корень, а стремится к появлению новых корешков и выглядит кустисто.

Читайте также:  Атлас определитель комнатных цветов

Корни поглощают питательные вещества, находящиеся в почве, не напрямую, а с помощью воды. Из устьиц на листьях растений испаряется влага и образуется давление снизу вверх, которое стремится заполнить пустоты после испарившейся жидкости. Минеральные вещества растворяются в воде и всасываются под действием этого давления через корневую систему в растение. Сначала они заполняют межклеточное пространство, а затем проникают и внутрь клеток растений.

Зная о таком способе питания, мы понимаем важность своевременного полива наших растений, особенно в период засухи. Ведь испарения в такой период увеличиваются и растениям необходимо "пополнить запасы" веществ, а без полива и воды они не смогут этого сделать.

Воздушное питание

Фотосинтез – процесс питания растений, при котором происходит переработка неорганической энергии в органическую. В зеленых частях растений присутствует вещество хлорофилл. Растения питаются поглощением из воздуха углекислого газа. Углекислый газ попадает в клетки, содержащие хлорофилл, и там под действием солнечных лучей перерабатывается в органические вещества и воду. При этом происходит еще один немаловажный процесс – выделение растениями кислорода в окружающую среду. Этим умело пользуются экологи, создавая зеленые насаждения в местах с загрязненным воздухом.

Исходя из знаний о таком типе питания растений, мы понимаем важность попадания на них солнечного света. Не зря, например, принято ставить домашние цветы на подоконники.

Узнайте больше интересных фактов о жизнедеятельности растений из статьи Как живут растения.

Выбранный для просмотра документ Patrakeeva G.I. FM-2012-prezent..ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

хвойные цветковые папоротники водоросли мхи

Заполни таблицу СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА цветковые водоросли мхи папоротники хвойные

Заполни таблицу СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА цветковые + + + + + водоросли + + – – – мхи + + – – – папоротники + + – + – хвойные + + хвоинки – + шишки

КРОССВОРД 1. Орган, который образуется из цветка. В нем развиваются семена. 1.

л о д КРОССВОРД 2. Орган растения, который растет вверх. По нему проходят питательные вещества. п 2.

л о д е т с б е л ь КРОССВОРД 3.Орган, который растет вниз, находится в почве.. п 3.

л о д к р е н ь т с б е л ь КРОССВОРД 4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит. п 4.

л о д к р е н ь т с б е л ь и с т ь я КРОССВОРД 5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается. п 5.

л о д к р е н ь т с б е л ь и с т ь я е м е н а 6. КРОССВОРД 6. Орган растения, из которого развиваются плоды. п

л о д к р е н ь т с б е л ь и с т ь я е м е н а в ц т о к КРОССВОРД п

Дыхание и питание растений

СОЛНЦЕ РАСТЕНИЯ ЧЕЛОВЕК

Что растения получают из почвы? кислород соли Растворённые соли вода перегной

СОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ ЧЕЛОВЕК

Домашнее задание Стр. 76-79, вопросы дополнительно:придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения.

Выбранный для просмотра документ Patrakeeva G.I. FM-2012-scenari..doc

Ф.И.О. автора: Патракеева Галина Ильинична

Тема: Дыхание и питание растений. Солнце, растения и мы с вами.

Цели: Рассмотреть взаимосвязь между живой и неживой природой (солнце, растение и человек); расширить знания о дыхании и питании растений, используя различные методы и приёмы обучения с применением ИКТ.

установить связь между живой и неживой природой;

развивать умения осуществлять анализ и синтез;

прививать интерес к предмету через использование информационных технологий;

Читайте также:  Чабрец при сахарном диабете 2 типа

воспитывать доброе отношение к природе;

показать скрытую от наших глаз великую роль растений

в поддержании жизни на Земле.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточка-кроссворд отпечатана для каждого, компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Power Point 2003.

Доброе утро, ребята! Я рада встрече с вами!

Урок окружающего мира.

Проверка домашнего задания.

– Почему растения называют «зелёной одеждой Земли»?

– Перечисли группы растений и дай им краткую характеристику. (водоросли; мхи; папоротники; хвойные; цветковые) Слайд 3-5 (группы растений)

– Какие загадки о растениях придумали?

3.Сообщение темы урока.

– Посмотрите фильм и сформулируйте тему нашего урока. Фильм

– Вы правы, сегодня на уроке мы продолжим изучать царство растений. Слайд 14.

Слайд 15(солнце, растение, человек)

Рассмотрим значение растений как источника питательных веществ и кислорода для живых существ, в том числе и для человека.

4.Сообщение нового материала.

Слайд 16(живая и неживая природа)

-Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы? (солнце – неживая природа; растения, человек – живая природа.)

-Назовите признаки живой природы. (движение; питание; дыхание; рост и развитие; размножение.)

-Всё живое дышит и питается. А как растения дышат и питаются?

Растения из воздуха поглощают частицы кислорода и выделяют углекислый газ.

Гимнастика для глаз.

6. Сообщение нового материала (продолжение работы).

Слайд 18(что растения получают из почвы?)

-А как же растения питаются? (своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.)

-Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть.

– Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана.

Слайд 19 ( Питание растений)

– Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но запомните: работает эта «кухня» только на свету. Почему же для работы «кухни» требуется свет?

– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Слайд 20(связь между живой и неживой природой)

– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества. А вместе с этими веществами и необходимую им для жизни энергию.

– Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

– Ученые сделали еще и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит необходимо бережно относиться ко всем растениям.

7. Закрепление материала.

-Работа в тетради

– Как дышат растения?

– Как питаются растения?

– Растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причем при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании.

Оцените свою работу на уроке: зелёный шар – вы довольны своей работой; жёлтый – были затруднения; красный – не довольны своей работой.

10. Домашнее задание.

1. Прочитать статью «Солнце, растения и мы с вами» ( стр.76-79) и ответить на вопросы.

2. Дополнительно: придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + восемнадцать =

Adblock detector