Как посадить боинг 737

Ведущий канала на YouTube пилот Тим Морган опубликовал ролик, который призван помочь любому человеку безопасно посадить «Боинг 737».

Живущий в городе Сан-Франциско (США) пилот коммерческих авиалиний с многолетним опытом назвал свою видеоинструкцию «Издание для нервного пассажира».

Данная запись отвечает на заданный на сайте Quora вопрос о том, что делать, если пилот потерял сознание и человеку необходимо посадить летательный аппарат самостоятельно.

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «Босиком по облакам», написанная пилотом гражданской авиации Алексеем Кочмасовым, более известным в сети как блогер Летчик Леха. Как экипаж готовится к полетам? Что происходит в кабине? Чем отличаются российские самолеты от боингов? С согласия издательства Forbes публикует с сокращениями две главы про впечатления героя от тест-драйва Boeing-757 и -777.

19 января 2012 года, как раз в светлый праздник Крещения, я совершил на В-757 первый рейс в качестве пилота-наблюдателя. Программа ввода в строй предусматривает такой полет. Летчик знакомится с работой экипажа, осматривается, слушает звуки — как, что и на каком этапе полета шумит, свистит, гремит, скрипит, жужжит, звенит, бибикает, — чтобы потом не вздрагивать от неожиданных сигналов. Конечно, на тренажере все это пройдено, но одно дело тренажер, а другое — живой самолет!

Самолет очень интересный. По технике пилотирования напоминает Ту-204 (немудрено: тот строился по его образу и подобию), но несколько вертлявее, что ли. 204-й более устойчив и летуч. А если уж до конца сравнивать с «Туполевым», то по оборудованию боинг, конечно, очень сильно уступает 204-му, но с точки зрения функционала это некритично.

Удивило, что у 757-го просто огромный запас по тяге (мне показалось, что столько мощности пассажирскому самолету и не нужно). Очень понравилась кабина! Просторно, но в то же время все доступно и в пределах вытянутой руки, отличный обзор и невероятно тихо! На рабочем месте пилота В-757 намного тише, чем в В-737 (что немаловажно). Скорее всего, это связано с тем, что двигатели у 757-го расположены намного дальше от носа самолета. Из кабины не видно не только двигателей, но и даже законцовок крыла.

Самолет обладает значительной тяговооруженностью и отличными летными качествами. По своей «летучести» сравним с Ту-204 и В-737 800 — категорически не желает снижаться с эшелона, а на посадке, после уборки режима работы двигателей на «малый газ», скорость довольно долго не гаснет и самолет просто висит некоторое время над полосой, хотя скорость захода на посадку была расчетной, а не повышенной.

Не перестаю удивляться экономичности двигателей. При полетном весе 93 тонны на третьем часу расход на эшелоне 370 (37 000 футов, или 11 300 метров) показывал всего три тонны в час! Для сравнения: Ту-154Б — пять с половиной тонн в час, Ту-154М — пять тонн в час. В-737 — 2500 (данные усредненные). Через четыре часа полета, перед самым началом снижения, расход не превышал 2800. Это очень хорошие показатели. (Коллеги говорят, что на самолетах с «загнутыми крыльями» (винглетами) расход еще ниже.) Общее впечатление положительное. Все привычно, знакомо и предсказуемо. Оборудование, конечно, «дрова» по сравнению с 737 NG, особенно FMC (компьютер). Но это и понятно — самолет разрабатывался в 1980-х годах, однако это не урезает возможность выполнения полетов.

Читайте также:  Чай pomegranate из турции

Пилотировать В-757 совсем не сложно. Но сложно «положить на ухо» китайский английский (чаще всего на нем летаю в Юго-Восточную Азию). Первые пару рейсов общались как глухой с немым, в третьем рейсе начал кое-что различать, в четвертом стал разговаривать, к шестому вроде как уловил гуанчжоуский акцент.

Три семерки

С весны 2013 года я летаю и на «трех семерках». Этот самолет одновременно сложен и прост. Сложен он потому, что в нем применено огромное количество новаторских решений, он весь «электрический». Штурвал является как бы компьютерным джойстиком. Электрические сигналы от этого самого «джойстика» поступают в специальный электронный актуатор, который сопряжен с компьютерным вычислителем.

Это оборудование преобразует цифровой сигнал в аналоговый и уже в таком виде передает их к гидравлическим агрегатам, непосредственно управляющим рулевыми поверхностями. У непосвященного человека может возникнуть законный вопрос: а зачем такой огород городить? И на это существует очевидный ответ: это проще, надежнее, легче, точнее и разумнее. Но! В отличие от Airbus система сделана так, что оба «штурвала-джойстика» синхронизированы и пилот может вмешаться в управление другого пилота в любое время и на любом этапе полета, не прибегая к замороченным процедурам «взятия управления на себя». Это логично и правильно!

Далее. Даже в случае полного отказа электрического контура (например, при попадании в зону мощного электромагнитного импульса — грозовой разряд, ядерный взрыв, да все что угодно!), когда все электричество в самолете сгорит, мы все равно не останемся без управления. В самолете предусмотрен механический контур управления, те же старые добрые тросы. Удивительно, но как мы ни изощрялись при обучении, так и не смогли смоделировать ситуацию, когда самолет окажется полностью неуправляемым. Чтобы вы могли представить себе уровень сложности и надежности систем, приведу маленький пример. На «семерках» десять (!) генераторов плюс две независимые аккумуляторные батареи. Даже если отвалятся оба двигателя, двух генераторов и двух батарей вполне хватит не только для управления самолетом, но и для поддержания систем жизнеобеспечения на борту.

Вы правда хотите это узнать? Тогда приготовьтесь много читать. Боюсь, что не умещу все в один ответ, и придется писать два, или три. Это как в анекдоте, про продолжение в следующем номере журнала. Самолеты типа 737 нового поколения, могут управляться одним человеком. На них электронный навигационный комплекс заменяет штурмана. Все бортовые системы контролируются электроникой, что заменяет бортинженера. В этой связи, посадить такой самолет может и один человек. Для того, чтобы посадить любой самолет, в том числе и Boeing 737, надо его сначала поднять в воздух. Но вообразим ситуацию, когда Вам не повезло оказаться в самолете, которым никто не управляет. К примеру, пилоты телепортировались в лучший мир, испарились, распались на атомы, провалились в другое измерение, ушли в Чечню ( нужное подчеркнуть ). Для того, чтобы посадить подобный самолет Вам потребуется выполнить много важных действий, без которых данная миссия не выполнима. По большому счету ответить на этот вопрос в рамках ответа на БВ невозможно. Но я попробую, кратко. Мой ответ будет содержать минимум информации, и не будет являться описанием стандартной процедуры. Поэтому, убедительная просьба к профессионалам, не тыкать меня носом с криками, что жизни все не так. Сама знаю. И так, к примеру, Вы летите без пилотов на Boeing 737-600.

Читайте также:  Выкройки игрушек из фетра в натуральную величину

Для начала нужно попасть в кабину. Обычно дверь в кабину закрывается на электрический замок и блокируется. Это делается для безопасности. Чтобы во время полета посторонние не вошли к пилотам и не помешали их работе. В случае если дверь закрыта, Вы туда не попадете. Сломать ее сложно. Она имеет титановый каркас, обшита металлом, а сверху пластик. Но допустим, дверь открыта, и Вы туда попали.

Первое, что нужно, это, как ни странно, ничего не трогать. Почему? Потому, что самолет идет на автопилоте. В противном случае, давно упал бы. При следовании на эшелоне, самолет управляется системой автоматического удержания на курсе и высоте. Если Вы начнете перемещать органы управления, в значительном диапазоне, то автопилот отключится, полагая, что летчик берет управление на себя. Но Вы к этому пока не готовы. Поэтому занимайте левое кресло, и вникайте в ситуацию.

Сначала, сориентируйтесь, на каком эшелоне идет самолет, каким курсом, и с какой скоростью. ( см. рис. 1)

Обратитесь к панели радиосвязи, и выставите на ней международную аварийную частоту 121,5 мГц, на которой Вы сможете вызвать УВД (управление воздушным движением), и сообщить о своем невеселом положении. Она находится между креслами пилотов, на так называемом подиуме. Выглядит так: ( рис. 2 )

Связавшись с УВД и получив инструкции, в каком аэропорту Вас примут, и на какую полосу, приступайте к действиям. Вообще-то, самолеты в небе двигаются по определенным маршрутам – воздушным трассам. И летать как угодно не должны. Но в данном примере отступим от этого правила, чтобы еще больше все не усложнять. Допустим, Вы находитесь юго-восточнее Ростова на Дону, посадку разрешили выполнить в этом аэропорту (URRR), на полосу 4. Это говорит о том, что диспетчер разрешил Вам выполнять заход на полосу курсом 40. Возьмите бумагу и авторучку (в кабине этого добра навалом), и запишите все инструкции, которые даст УВД. Уточненный курс – 39 градусов, частоту ILS. В частности 110,5 мГц, векторение (направление на аэропорт).

Выставите частоту ILS на панели радионавигации. Вот так: (рис. 3)

Далее, обратитесь к панели автопилота ( рис.4 ).

Не отключая автопилота, вращая соответствующие рукоятки, установите следующие параметры: Высота 2500, вертикальная скорость минус 1900 (- 1,9 м/с ), курс ILS 039, Скорость поддерживаемая автоматом тяги 248 узлов (это скорость выпуска закрылков в позицию 5 градусов). Включите кнопку отображение аэропортов, если она не включена. Посмотрите на навигационный прибор. Поворачивая переключатель масштаба карты, добейтесь того масштаба, при котором будет виден кружок, с надписью URRR – радиомаяк Ростова на Дону. Поворачивая настройку курса, совместите курсовой маркер (рис. 1) с меткой маяка, и нажмите кнопку HDG SEL. На панели загорится кнопка-лампа FMC, сигнализирующая о том, что самолет перестал выполнять программу полета, заложенную перед взлетом в бортовой компьютер. Нажмите ее. Тем самым Вы сообщаете компьютеру, что теперь будете программировать автопилот сами. Самолет начнет ложиться на курс, который Вы только что выбрали. Именно так, крутя ручки настроек, и будете управлять самолетом почти до самой посадки. Установите требуемую высоту. Это высота круга аэропорта. Я не знаю, какая в Ростове, поэтому ставлю для примера 2500футов (760 метров). Точную высоту Вам сообщат в УВД. Установите скорость снижения. Не более 2 м/с. Иначе начнет сильно расти скорость. А нам ее надо будет сбрасывать. Нажмите кнопку V/S. Самолет начнет снижаться с указанной вертикальной скоростью до указанной высоты. На навигационном приборе появится зеленый полукруглый маркер. На сленге он называется "грин банана". Он обозначает место, в котором самолет достигнет установленных Вами параметров. В случае, что изображен на рисунке, он расположен близко к аэропорту. Значит, долетев до аэропорта, мы окажемся на высоте круга, со скоростью выпуска закрылков. Это Вам и надо. Если это не так, можно попробовать немного изменить значение вертикальной скорости, наблюдая, как перемещается зеленый маркер.

Читайте также:  Почему хочется семечек подсолнуха жареных

Далее, самолет полетит до точки расположения радиомаяка аэропорта под управлением автопилота. Незадолго до того, как он ее достигнет, нажмите еще раз кнопку HDG SEL. Самолет перестанет удерживать курс. Но если Вы не будете трогать штурвал и педали, то он сохранит движение в прежнем направлении. Теперь, для захода на посадку Вам потребуется выполнить так называемую "коробочку". Прямоугольную схему для точного выхода на посадочный курс. В этом Вам будет помогать диспетчер подхода. Частоту связи с ним Вам сообщит УВД. Выставите ее на панели радиосвязи ( рис. 2) и нажмите активацию. В настройке курса выставите курс посадки ( рис. 4 ). В Вашем случае 039.

Достигнув точки в 2 км. от маяка, нажмите еще раз кнопку HDG SEL. Самолет начнет ложиться на курс полосы. Дистанция 2 км, нужна для совершения поворота. Вообще-то она точно рассчитывается, но для простоты, опустим это. В это время Вы пролетаете над полосой, и разворачиваетесь на посадочный курс. Тем самым, Вы находитесь примерно в том месте, где должна будет произойти посадка, только на высоте 2500 футов . Чтобы сесть, выполняем заход. В каждом аэропорту есть схема захода и выхода. Она привязана к трассам, и в 2 словах это не объяснить. Поэтому, будем действовать проще.

Чтобы освоить что-то новое, не всегда нужно долго учиться. Правильное пособие позволит в кратчайшие сроки освоиться с незнакомой профессией и получить навыки, которые помогут спасти жизни людей.

Самолёты падают всё чаще. Большинство нештатных ситуаций происходит по вине пилотов. Да и как может быть иначе при столь тяжёлой работе, постоянно возрастающей нагрузке вследствие недостатка специалистов и бесконечных модернизациях техники? Угрозы терактов заставляют пассажиров нервничать ещё больше: а вдруг с пилотом что-то случится?

Для того чтобы подготовить людей к непредвиденным ситуациям и научить всех желающих пилотировать гражданский лайнер, один из пользователей Quora опубликовал видеоролик о том, как управлять Boeing 737 при отсутствии пилотов и совершить безопасную посадку в аэропорту или на подходящей для этого поверхности. К видеоролику прилагается небольшая текстовая шпаргалка. Найти её можно здесь.

Конечно, если посмотреть видео один раз, посадить самолёт не удастся. Многим не хватит и сотни просмотров. Но если попытаться разобраться с каждым моментом ролика, шансы спасти людей, по словам профессиональных пилотов, вырастут примерно до 40%. Правда, для этого нужно, чтобы начинающий в экстренной ситуации авиатор был большим любителем хардкорных авиасимуляторов. В противном случае рискует даже опытный лётчик, никогда не пилотировавший гражданскую машину такого типа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × пять =

Adblock detector