Содержание
Проект "Мини – огород в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod.docx | 553.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»»
городского округа город Шарья Костромской области
Разработала воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад №18 «Родничок»
Радость труда – могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребенок должен
глубоко пережить это благородное чувство.
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями.
Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.
Интеграция образовательных областей: в данном проекте просматриваются все образовательные области.
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород – это чудо – огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними
По продолжительности – среднесрочный.
По составу участников проекта – групповой.
По направленности деятельности участников проекта – познавательно-игровой.
В проекте участвуют: дети дошкольного возраста, родители воспитанников;
Цель: расширение и обобщение знаний о культурных растениях, которые можно вырастить, ухода за ними, осознание значимости овощей (злаков) в жизнедеятельности человека.
- расширять и уточнять представления детей об овощных (злаковых) культурах;
- учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- развивать познавательные и творческие способности детей;
- формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
- Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно- подготовительный
– Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.
– Подбор литературы и предварительное чтение, загадки по теме, русские народные сказки.
– Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, инструментов для работы на огороде, приобретение семян, выращивание рассады, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, операционные карты на различных этапах проекта.
– Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;
– подбор необходимого материала для создания огорода;
– выявление знаний детей о жизни растений;
– составление перспективного плана.
2 Этап. Рефлексивно диагностический
Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап. Практический
Непосредственная работа в огороде
Образовательная область «Познание»
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):
Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать грядки, бороздки и т.д.; сосчитать сколько в корзине овощей.
Игровые задания и поручения на порядковый счет.
Игровые задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.
Игровые задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме. Формирование целостной картины мира:
Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.
Просмотр видео- и фотосюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Как растёт хлеб», «Что нам дарит огород» и прочее.
Работа над проектом «Хлеб – всему голова»,
Беседы: «Для чего человеку овощи и злаки», «Откуда пришёл хлеб» и прочее.
Беседы, обсуждения: «В чем польза овощей?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?», «Что спрятано в хлебе»
Вопросы для обсуждения:
— Можно ли есть немытые овощи? Почему?
— Можно ли немытыми руками брать овощи и? Почему?
– «Что делают с зерном?»
Рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.
Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника» «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.
Сюжетно-ролевые игры – «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму», «Печём хлеб».
Проведение семейного конкурса поделок из природного материала.
Образовательная область «Речевое развитие»
Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …», «История о корке хлеба» и другие.
Речевые игры. Копилка вопросов для обсуждения:
Где выращивают овощи? (на полях, в огородах)
На чем и где растут овощи? (на грядках, на кустиках, в земле)
Где выращивают фрукты? (в саду)
На чем вырастают фрукты? (на деревьях)
Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)
Как растёт хлеб?
Речевая игра «Вершки и корешки» (морковь-корешки, помидор-вершки).
«Овощное, фруктовое и мучное»: суп — овощной, компот — фруктовый, печенье – мучное и т. д.
« Подбери слово»: к прилагательному существительные — яблочный сок, джем, пирог, компот; к существительному прилагательное — игра «Назови сок» (яблочный, морковный и прочее); игра «Назови варенье»; игра «Назови салат»и другое.
«Где спрятался звук?» (определить место звука в слове).
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему: «Овощи — фрукты».
Примерные вопросы для интервью:
— Как вы думаете, что такое огород?
— А что такое сад?
— В чем отличие между садом и огородом?
— В чем польза овощей и фруктов для человека?
— Ваш любимый овощ? Почему?
– Зачем людям хлеб?
Составление рассказа по картине «В огороде».
Чтение сказки «Вершки и корешки», стиха Б. Заходера «Помидор».
Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».
Заучивание загадок об овощах и фруктах.
Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.
составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде»,
разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.
– Чтение: стихотворения – С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения – Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах
Образовательная область «Художественное творчество»
Рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней».
Рисование с «натуры» в группе: «Натюрморт с овощами и фруктами», Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры), «Части растения».
2. Лепка: коллективная композиция «Осенние дары», «Декоративное панно» (коллективная работа); «Что бывает из муки?»; «Насекомые помощники».
3. Аппликация: создание «рваного огорода» (рваная аппликация), «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».
4. Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище», (Зернохранилище).
Конструирование из бумаги «Корзинки для овощей».
Образовательная область «Социально – коммуникативная»
Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.
Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».
Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).
Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.
Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».
Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); «Почему у куклы болит живот?».
Образовательная область «Физическая культура»
Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.
Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом — «Огуречик, огуречик» и другие.
4 этап. Заключительный
Оформление материалов проекта:
Итоговый продукт проекта:
Выставка гербариев (панно из листьев).
Выставка плодов и овощей, снопов злаковых культур.
Подведение итогов проекта «Хлеб всему голова»
– Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».
– Макет «Строение растения».
– Коллекция «Растение и его семя».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
· Получение знаний детей о жизни растений.
· Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
· Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
· Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
· Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта: – старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);
– дети средней и старшей группы;
– родители воспитанников (совместная деятельность);
2. Информационное обеспечение.
– наглядно-дидактические пособия, книги.
3. Материально-техническое обеспечение.
– оборудование для ухода за растениями;
1. Несоблюдение сроков реализации проекта.
2. Проблема привлечения родительской общественности.
3. Недостаточность оборудования для работы на огороде
4. Дефицит необходимых семян
5. Гибель рассады
1 вариант – посадка овощей
2 вариант – посадка злаковых культур
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз.
Цель проекта: Формирование культурно-эстетических компетенций дошкольников посредством создания мини-музеев в детском саду.
"Мини-музей" в средней группе.
В данной работе раскрыта актуальность создания мини-музея в группе. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют це.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск. Проект по созданию мини-музея в детском саду.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики ост.
Проблема: снижение интереса к спортивным играм ведет к дефициту двигательной активности и нарушению функциональных возможностей организма. Актуальность: С раннего детства любимой и одной из первых игр.
Валентина Дриевская
Проект «Мини-огород на участке» в старшей группе
Проект " Огород на участке"
Тип проекта:
1. По методу – познавательно – исследовательский;
2. По содержанию – ребенок и природа;
3. По характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его пределами;
4. По количеству участников – групповой, дети -5 лет, их родители, воспитатели;
5. По продолжительности – долгосрочный, 3 месяца с июня по август.
Актуальность темы проекта:
Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием в нашем регионе можно осуществить только в летний период с июня по август, выращивание на территорий детского сада различные культуры из семян петрушки, салата, моркови, редиса; рассады моркови, огурца, помидора, перца, капусты.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучает к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана! Все это стало основой разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Мини-огорода».
Цель проекта: Формирование у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.
1. Закреплять представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.
2. Способствовать развитию эстетического восприятия природы.
3. Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширить знания детей о культурных растениях.
4. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, огурцов, редиса, моркови, салата, петрушки, капусты, перца)
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в открытом грунте
6. Развивать чувство ответственности за полив, взрыхление, прополка сорняков
7. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам
Возможные риски проекта: Посадка рассады огородных культур возможна в середине июня, гибель высаженной рассады вследствие частых холодных ветров и дождливого холодного лета, нехватка теплого периода созревания.
• Способы оценки успешности проекта: наблюдения, беседы, опыты;
• Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивания растений;
• Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества;
• Формирование у детей уважительного отношения к труду;
• Получить урожай томатов, огурцов, листьев салата и петрушки, редиса, капусты, моркови выращенных амимии дошкольниками;
Вся работа над проектом состоит из трех этапов:
1 этап – Организационно – проектировочный: определение идей мини огорода на участке, подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений (с 1 по 5 июня) – 1 неделя
2 этап – Реализация проекта: высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение, проведение с воспитанниками исследовательской деятельности, сбор фотоматериалов (с 8 июня по 14 августа) – 2 – 10 неделю проекта.
3 этап – Анализ результативности проекта, фотовыставка «Посадили огород, посмотрите что растет» (с 17 – 28 августа) – 11-12 неделя.
С 1 июня воспитатель средней группы мы с детьми начали работу над проектом мини огород на участке детского сада. Оценили температурный и световой режим, познакомились с особенностями ухода и выращивания растений, выбрали семена петрушки, салата, редиса, моркови. Так же в помощи реализации проекта помогли родители с рассадой овощных культур таких как томат, огурец, капуста, перец, так же для сравнения родители принесли прореженную морковь.
С 8 июня по 14 августа – Началась реализация нашего проекта.
8 -10 июня перекопали выделенную территорию для мини огорода принесли чернозем, огородили наш огород, 11 июня посадили семена моркови, петрушки, салата, редиса.
15 июня – высадили петрушку корневую.
16 июня – высадили в открытый грунт рассаду помидора, капусты, огурца.
18 июня – посадили принесенную родителями прореженную дома морковь.
19 июня выставили таблички с рисунками овощных культур для обозначения, где посадили. Организовывали ежедневный полив.
22 июня – стали прореживаться редис и салата. Принесенные корешки моркови и петрушки прижились хорошо.
На нашем мини огороде появились сорняки дети с воспитателем организовали прополку.
25 июня – прорезалась петрушка, а семена моркови у нас не взошли.
В июле месяце начались дожди дети меньше стали поливать, так как было сыро.
5 июля – появились цветы на огурчике и томате.
10 июля – увидели маленькие огурчики.
15 июля – появились и первые помидорки.
Дети каждый день наблюдали, как растет наш мини огород.
20 июля – сорвали первый огурчик, дети были очень рады выращенному урожаю.
30 июля – созрела первый наш урожай томата.
Дети продолжали наблюдение за огородными растениями прополкой и поливом.
За все время проекта соблюдали фотоматериалы для фото выставки.
С 17 августа начали оформлять отчет по проекту.
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными огородными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
3. В результате практической деятельности и опытно – исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. На прогулочном участке создан мини огород.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познаний растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно – исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Старшая группа (5-6 лет)Фото –отчет.
Огород в детском саду!
Летом огород – что город!
В нем сто тысяч горожан:
Помидор, горох, капуста,
Кабачок и баклажан!
Мини-проект «Огород на окне» Мини-проект «Огород на окне». Подготовила: Мусаева Е. А Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители, воспитатель. Возраст.
Мини-проект «Огород на подоконнике по сказке «Колобок» Проблема: дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях.
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне и на участке в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56» Познавательно-исследовательский проект «Проект «Огород на.
Проект «Мини-огород» МБДОУ детский сад «Радуга» Экологический проект во второй младшей – средней группе (в разновозрастной группе) «Мини огород на окошке».
Проект «Мини-огород в детском саду» «Мини – огород в детском саду» Старшая группа Кустова Светлана Геннадьевна Маслакова Валентина Александровна 2018 – 2019 учебный год Направления:.
Проект Огород на окне в старшей группе Автор: Чебурашкина Людмила Викторовна детский сад «Комарик» Цель работы – создание безопасной благоприятной среды для детей, изучение видового.
Среднесрочный проект для детей дошкольного возраста.
Цель: расширение и обобщение знаний о культурных растениях, которые можно вырастить, ухода за ними, осознание значимости овощей (злаков) в жизнедеятельности человека.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Мини – огород в детском саду"»
МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»»
городского округа город Шарья Костромской области
Мини – огород в детском саду
Разработала воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад №18 «Родничок»
Радость труда – могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребенок должен
глубоко пережить это благородное чувство.
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями.
Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.
Интеграция образовательных областей: в данном проекте просматриваются все образовательные области.
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород – это чудо – огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними
По продолжительности – среднесрочный.
По составу участников проекта – групповой.
По направленности деятельности участников проекта – познавательно-игровой.
В проекте участвуют: дети дошкольного возраста, родители воспитанников;
Цель: расширение и обобщение знаний о культурных растениях, которые можно вырастить, ухода за ними, осознание значимости овощей (злаков) в жизнедеятельности человека.
расширять и уточнять представления детей об овощных (злаковых) культурах;
учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
развивать познавательные и творческие способности детей;
формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно- подготовительный
– Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.
– Подбор литературы и предварительное чтение, загадки по теме, русские народные сказки.
– Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, инструментов для работы на огороде, приобретение семян, выращивание рассады, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, операционные карты на различных этапах проекта.
– Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;
– подбор необходимого материала для создания огорода;
– выявление знаний детей о жизни растений;
– составление перспективного плана.
2 Этап. Рефлексивно диагностический
Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап. Практический
Непосредственная работа в огороде
Образовательная область «Познание»
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):
Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать грядки, бороздки и т.д.; сосчитать сколько в корзине овощей.
Игровые задания и поручения на порядковый счет.
Игровые задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.
Игровые задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме. Формирование целостной картины мира:
Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.
Просмотр видео- и фотосюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Как растёт хлеб», «Что нам дарит огород» и прочее.
Работа над проектом «Хлеб – всему голова»,
Беседы: «Для чего человеку овощи и злаки», «Откуда пришёл хлеб» и прочее.
Беседы, обсуждения: «В чем польза овощей?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?», «Что спрятано в хлебе»
Вопросы для обсуждения:
— Можно ли есть немытые овощи? Почему?
— Можно ли немытыми руками брать овощи и? Почему?
– «Что делают с зерном?»
Рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.
Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника» «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.
Сюжетно-ролевые игры – «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму», «Печём хлеб».
Проведение семейного конкурса поделок из природного материала.
Образовательная область «Речевое развитие»
Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …», «История о корке хлеба» и другие.
Речевые игры. Копилка вопросов для обсуждения:
Где выращивают овощи? (на полях, в огородах)
На чем и где растут овощи? (на грядках, на кустиках, в земле)
Где выращивают фрукты? (в саду)
На чем вырастают фрукты? (на деревьях)
Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)
Как растёт хлеб?
Речевая игра «Вершки и корешки» (морковь-корешки, помидор-вершки).
«Овощное, фруктовое и мучное»: суп — овощной, компот — фруктовый, печенье – мучное и т. д.
« Подбери слово»: к прилагательному существительные — яблочный сок, джем, пирог, компот; к существительному прилагательное — игра «Назови сок» (яблочный, морковный и прочее); игра «Назови варенье»; игра «Назови салат»и другое.
«Где спрятался звук?» (определить место звука в слове).
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему: «Овощи — фрукты».
Примерные вопросы для интервью:
— Как вы думаете, что такое огород?
— А что такое сад?
— В чем отличие между садом и огородом?
— В чем польза овощей и фруктов для человека?
— Ваш любимый овощ? Почему?
– Зачем людям хлеб?
Составление рассказа по картине «В огороде».
Чтение сказки «Вершки и корешки», стиха Б. Заходера «Помидор».
Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».
Заучивание загадок об овощах и фруктах.
Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.
составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде»,
разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.
– Чтение: стихотворения – С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения – Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах
Образовательная область «Художественное творчество»
Рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней».
Рисование с «натуры» в группе: «Натюрморт с овощами и фруктами», Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры), «Части растения».
2. Лепка: коллективная композиция «Осенние дары», «Декоративное панно» (коллективная работа); «Что бывает из муки?»; «Насекомые помощники».
3. Аппликация: создание «рваного огорода» (рваная аппликация), «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».
4. Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище», (Зернохранилище).
Конструирование из бумаги «Корзинки для овощей».
Образовательная область «Социально – коммуникативная»
Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.
Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».
Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).
Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.
Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».
Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); «Почему у куклы болит живот?».
Образовательная область «Физическая культура»
Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.
Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом — «Огуречик, огуречик» и другие.
4 этап. Заключительный
Оформление материалов проекта:
Итоговый продукт проекта:
Выставка гербариев (панно из листьев).
Выставка плодов и овощей, снопов злаковых культур.
Подведение итогов проекта «Хлеб всему голова»
– Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».
– Макет «Строение растения».
– Коллекция «Растение и его семя».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
· Получение знаний детей о жизни растений.
· Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
· Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
· Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
· Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта: – старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);
– дети средней и старшей группы;
– родители воспитанников (совместная деятельность);
2. Информационное обеспечение.
– наглядно-дидактические пособия, книги.
3. Материально-техническое обеспечение.
– оборудование для ухода за растениями;
1. Несоблюдение сроков реализации проекта.
2. Проблема привлечения родительской общественности.
3. Недостаточность оборудования для работы на огороде