Вот и стали антиквариатом символы Нового года XX века — ватные и пластиковые Деды Морозы, занимавшие когда-то почётный пост под нарядной ёлкой. Отдельные их представители ещё хранятся на чердаках старых домов и ждут своего мастера. Реставрировать Деда Мороза эпохи Советского Союза — занятие модное и увлекательное. Волшебники, возвращающие жизнь старым игрушкам, делятся опытом в интернете. Возможно, их советы послужат читателю источником вдохновения.
Ватно-тканевые игрушки
Подставочные игрушки начали производить в довоенные годы, когда празднование Нового года вернулось в традиционные рамки. Первоначальные материалы — папье-маше и вата — больше других подвержены загрязнению и порче насекомыми, но именно над таким Дедом Морозом будет интересно потрудиться.
Главное правило — не навредить. Следует максимально бережно отнестись к «родным» составляющим игрушки, сохранить её образ. Мастера никогда не выбрасывают старые материалы, а новые используют в случае крайней необходимости.
Основные этапы работы над ватно-тканевой игрушкой:
- разборка изделия;
- дезинфекция ваты, стирка деталей из ткани;
- выпрямление подставочного конуса;
- смывка «неродной» краски;
- прорисовка лица;
- послойная проклейка и сушка ватных деталей;
- нанесение красочного слоя (если игрушка была покрашена при производстве).
Обработка деталей
Ватные части (опушку шапки, воротник, бороду) аккуратно разбираются и раскладываются в прозрачные пакеты с надписями. Вату с туловища лучше снимать слоями, чтобы выявить и удалить скопления личинок.
Маску лица обычно легко отделить и обработать отдельно. Все составляющие помещаются под кварцевую лампу на несколько часов или в морозильник на сутки. Старая вата имеет грязно-жёлтый оттенок. Это не страшно: хорошо собранной игрушке этот цвет придаст очарование старины.
В случае сильных загрязнений и неприятного запаха вату можно постирать вручную. После сушки распушить волокна и спрессовать слои, придавая детали первоначальный вид.
Конус чаще всего делался из картона. Если исправить вмятины не удаётся, его можно укрепить, заполнив изнутри кусочками пенопласта или вставив в старый конус новый из более прочного материала.
С лица Деда Мороза из папье-маше или композита удаляют пыль влажной салфеткой. Если имеется слой поздней краски, его лучше смыть растворителем лака для ногтей. Поверхность обезжирить одеколоном. Замазать трещины, сколы, восстановить утраченные части лица можно готовой смесью папье-маше.
Маску подкрашивают акриловой краской похожего тона. Опытные мастера-реставраторы советуют не менять черты лица, какими бы неудачными они ни казались: это реставрация, а не переделка. После тщательной просушки деталь покрывают матовым лаком.
Ранние экземпляры Дедов Морозов делались с восковыми масками. В этом случае применяют масляные краски, а дефекты устраняют нагретой металлической лопаткой или паяльником для страз.
Сборка изделия
Если у куклы отсутствовала голова (маска крепилась к вате), можно сделать её из скомканного куска фольги, обтянув трикотажной тканью. Это сэкономит оригинальную вату, которая наверняка потеряла объём. К болванке приклеивают маску и закрепляют на конусе с помощью деревянной палочки и прочного клея. Далее приступают к креплению ватных деталей.
Для работы варят крахмальный клейстер (на 1,5 ст. воды 2 ст. л. крахмала), остужают его и начинают приклеивание первого слоя ваты на конус и голову. Каждый слой рекомендуется просушивать в течение 1−3 суток. Если старой ваты недостаточно, под неё помещают новую. Моделируют рукавицы и валенки. Последние слои смазывают густым клейстером, для образования корочки.
Готовую игрушку наряжают в тканевую одежду или окрашивают акриловой краской в тон, максимально приближённый к оригинальному.
Реставрация пластика и пенопласта
Деды Морозы эпохи 60-х изготавливались из более совершенных материалов — пенопласта и пластмассы. Порче обычно подвергается красочный слой. Реставрация пластикового изделия проводится в 3 этапа:
- удаление старой краски;
- зачистка и грунтовка;
- нанесение новой краски и декора.
Для смывки краски с пластика используют обычный ацетон. Следует избегать длительного контакта растворителя с чистой поверхностью: некоторые пластмассы могут им повреждаться.
Въевшиеся красители, возможно, получится очистить механически. Кусочками мелкой наждачной бумаги обрабатывается вся фигура Деда Мороза. Затем поверхность обезжиривается спиртом и поролоновой губкой наносится акриловый грунт. После полного высыхания приступают к окрашиванию.
Изделия из пенопласта обрабатывают только водными растворами и красками. Игрушку тщательно моют щёткой с мылом, высушивают и покрывают специальным аэрозольным грунтом для пенопласта или водно-дисперсионной краской. Вмятины выравнивают готовой массой папье-маше. При сильных дефектах фигуру оклеивают салфетками с помощью крахмального клейстера.
Готовь телегу зимой, а новогодний подарок — летом!
Поэтому предлагаю мастер-класс по реставрации подставочного Деда Мороза. Так как процесс очень длительный — с учетом просушки, выходных, плохой погоды и тому подобного не менее 1,5 месяцев — то самое время заняться подготовкой к Новому году! Залезаем на антресоли, чердаки, шкафы и находим вот такое чудо! В высоту около 80 см, поэтому места нужно много для приведения его в порядок!
На фото выглядит более менее, на самом деле Мороз весь болтался, даже прислонившись к стене не стоял, и пах так, что. В общем, отвратительно пах :)
Думала, ватный! А при ближайшем рассмотрении — вот это да! Редко встречающийся Мороз из ваты + ткани! Да-да, вот варежки, видно — сшитые!
Также шитыми оказались шапка и тулуп. Просто от времени все затерлось и стало единым с ватными частями и цветом и фактурой.
Дед Мороз скептически смотрел на все мои манипуляции из-под болтающихся бровей.
Начинаем разборку. Сразу скажу, что ВСЕ части обретают вторую жизнь. Вата, ткань — ничего не выбрасывается. Боитесь запутаться что, откуда — прикалывайте бумажки с названиями или фотографируйте после каждого этапа.
Отрываем остатки усов. Правда очаровательная улыбка?
.
. ватную отделку на шубе отпарываем. Да-да, она пришита к тканевой части.
Представляете, сколько десятилетий там скапливались иголки от елок?
а под шубой. Ой, да тут кто-то успел пожить!
Можно, конечно, вытащить из головы остатки знаний по энтомологии, вспомнить, кто способен делать коконы в процессе жизнедеятельности. Но главное, что они уже нашли иное место жительства, поэтому не будем тратить время на науку.
Обратили внимание, что рука с посохом длинее второй? Такая «хитрость» встречается почти у всех видов ватных дедушек, независимо от производителя.
Осталось снять шапку, и Дед Мороз предстал перед нами во всей своей морозной красе
.
А теперь можно попросить рядом проходящего мужа, сына, соседа или железного друга Гвоздодера и отцепить болтающуюся фанерную подставку.
Вот теперь точно все, обратного пути нет. Теперь вот из этого нужно будет опять собрать деда Мороза.
Начнем с шубы, с ее тканевой части. Вот насколько же все сшито правильно, с вытачками и складочками, с воротником. Полноценная часть гардероба. Отправляем в стирку (только ручная, с щадящими моющими средствами).
Дальше все отпоротые ватные части отправляем в дезинфекцию кварцем (если нет такой возможности — хотя бы в морозилку положите на сутки).
И можно заняться лицом. Это очень ранний экземпляр. Что попадется такой — маловероятно, скорее всего будет композитный или пресскартон. Их можете при необходимости подкрасить сразу гуашью, акварелью или акриловыми красками и закрепить лаком. Мне попался Мороз с восковым лицом, поэтому тонирую масляными красками. Но перед этим паяльником востанавливаем повреждения.
Газета, которая была подложена под лицо. Из текста удалось выяснить, что газета за весну-начало лета 1946 года. Следовательно, Мороз приблизительно этого же года
Теперь все подготовки закончены. Пора собирать все в единое целое.
Я использую крахмальный клейстер трех видов. Жидкий, средний и очень густой. С опытом приходит, где и какой использовать, но и новички быстро тактильно поймут. Поэтому на этом останавливаться не буду. Жидкий — когда нужно пропитать сильно ватную часть. Густой— когда сделать «корочку».
Начинаем с тела. Сушка каждого слоя обязательна, иначе все будет в желтых разводах и сморщится. Вниз пускаем новую вату, а снаружи делаем старую. Добавляем только там, где старая отсутствовала. Никогда не приклеиваем слой на то, что еще не высохло (не менее 3 дней, а если влажно в помещении — то и до недели!)
Вот такое сокровище мы нашли на мусорке и не могли не попытаться спасти! Слава Богу, его не бросили в контейнер, а поставили рядом. Слава Богу, он не успел вымокнуть под дождем. Сухой, чистый, рваненький, весь в березовых семенах, но стойкий и наш родной Дед Мороз :
Попытаюсь его привести в себя с помощью приветливой Лунарии, которая спасла такого же Деда.
Описываю сегодняшнее состояние Деда :
1) подставка потрепана — будет обтянута
3) шапка на макушке растрепана и распотрошена, вся в "березках"
4) шуба сверху обтянута гофробумагой — подрана в нескольких местах. (Лунария, я планировала, не слишком обновлять и осовременивать игрушку, но разглядев вашего Деда, убедилась, что неяркая ткань типа парчи вовсе не будет пошлой, как я поначалу думала)
5) про каркас ничего не знаю — боюсь пока сама лезть, без совета
6) голова-лицо настоящие резиновые как у дорогой куклы
Жду консультации от Лунарии и может быть подсказок от других мастеров!
16 сентября. Ремонт каркаса.
Каркас — картонный конус. Руки — проволочные. Каркас промят внутрь в нескольких местах. Во время ревизии конуса через небольшую прорезь в шубе и через имеющуюся щель между подолом шубы и подставкой (квадрат оргалита) выяснилось, что вмятины довольно большие и их несколько. Рассматривались варианты : заменить полностью конус или набить изнутри конус через имеющуюся щель (например поролоном), чтоб вмятины выправились. А тем временем подставка сама по себе отделилась от подола и стало все очень хорошо видно и очень удобно работать)) Фотографий не будет — очень неприглядное зрелище : внутренности старой игрушки. Решила вклеить второй конус внутрь старого. Для это взяла картон от коробки (с гофрированым средним слоем), сняла один слой картона. Остался один слой и гофра. Раскроила выкройку для конуса (ребра гофры идут сверху вниз — так отлично будет гнуться по кругу), по длине пришлось две части картонки склеивать. Но ничего, оказалось, что все хорошо держится. Внутреннюю поверхность старого конуса щедро промазала ПВА (кстати, пока мазала, картон начал пропитываться ПВА и понемногу стал принимать первоначальную нужную форму) и аккуратно впихнула новый картон до упора (картоном к картону, гофрой внутрь). Потом расправила этот лист по конусу и упихнула внутрь конуса для распорки целую простыню. Деда Мороза перевернула вниз головой и сунула на просушку в имеющуюся у меня коробку с бумажным мусором : и плотно держится и не сломаетсяне помнется голова и руки. Фотографий опять не будет : снова непристойный вид. Сушится будет до завтра. Итог : повреждений шубы и каркаса (кроме имеющихся) не появилось. Заодно и подставка очищена от грязи и старых ватных волокон и пропитана антисептиком.
Все получилось. Из нового конуса вынутА распоркА (старая простыя) :
2. Низ нового конуса еще не обрезан по подолу :
3. Все обрезано. Дед Мороз заметно приободрился — это он стоит без подставки, просто на новом конусе. И стоит очень уверенно :
09 ноября. Реставрация шубы и подшубка.
1. С шубы аккуратно была ободрана креп-бумага. Руки оказались на проволочке, и можно их приподнять. Борода аккуратно сдвинута :
2. Одна единственная прореха в подшубке (через нее был исследован в начале работы конус) залатана куском ваты :
3. Когда начала "обдирать" рукава, руки вдруг остались у меня в руках : две руки на общей проволоке просто уложены "за шкирку" шубы. Подправила подшубок на рукавах и на туловище. Пробрызгала еще раз всю куклу антисептиком. Промазала рукава и подшубок крахмальным киселем (это оказалось очень приятное занятие, как работа гончара; сразу захотелось сделать Снегурочку полностью ватную), чтоб придать окончательную форму :
4. Два прямоугольных куска парчи для рукавов. Обернула рукава, приколола булавками и сшила потайным швом :
5. Примерка рук (донышко будет круглое-потайное) :
Начинаю несколько сомневаться в выбранной ткани.( Но уже понятно, что переделать смогу в любое время, так что пока продолжаю.
10 декабря. Парчовый чехол для шубы.
Руки в парчовых рукавах приклеены на термоклей. Сама шуба из четырех деталей (спинка, полочки, центральный лоскут между бортиками), все посажено на термоклей, по боковым швам приклеено встык. Шапочка — квадратная деталь, посажено с присборено на термоклей. Варежки уже обновлены чистой ватой. Опушка шубы и шапки, воротник, манжеты и бортики пока под вопросом. Буду пробовать вязанный вариант из белой "травки". Бороду и усы оставляю на последний момент. И останутся посох и мешок с подарками. Второе дыхание открылось, и снова планирую успеть до праздников!
P.S. Короб для Деда Мороза уже почти готов. Будет крышка и внутренняя обшивка от пылищи :
Да Ваш Дед Мороз в лучшем состоянии,чем у меня.Но мне всё равно интересно,как же он преобразиться.Давно зреет мысль отреставрировать своего,но технологиями работы с ватой(как это делали раньше)не владею,но и "осовременивать" не хочется.Это же Дедушка,он должен быть с "налётом",на мой взгляд.Творческих Вам успехов!С нетерпением буду ждать окончательной работы.
Отличный экземпляр! И даже не в совсем плачевном состоянии. Я сама против осовременивании таких раритетов, но думаю что такой материал как парча, скорее придаст более богатый вид, и я бы даже сказала более винтажный. Согласитесь, что шуба из гофрированной бумаги не самый лучший вариант (хотя учитывая, что в советские времена такие Морозы были поставлены на поток, и наверно это было экономически выгодно).
Итак, что я могу предложить, по первому впечатлению:
1. Подставка. Думаю тут вообще не должно возникнуть никаких сложностей, и даже есть возможность дополнить композицию, это +.
2. Пояс/кушак — дело наживное, его подберем по колориту, в самом конце. Хотя можно и вообще без него.
3. Шапку, думаю, лучше заменить полностью. Это не сложно. Предлагаю воспользоваться "родной технологией" для этой игрушки. (Более подробно вернемся когда решим, с чего начнем).
4. Шуба. Я все-таки посоветовала бы материал типа парчи (это может быть любой материал, лучше конечно без кричащего блеска, можно даже подобрать ткань с текстурой типа гобелена. В моем представлении Дед Мороз должен выглядеть богато с винтажным настроением.
Но перед тем как наряжать в "парчу", надо подготовить старую основу. Тут возможны варианты: либо мы полностью удаляем старую, готовим прослойку (типа синтепона), а потом уже сверху новую шубу, либо выравниваем насколько это возможно поверхность, и клеим поверх старой.
5. Про каркас я пока тоже посоветовать особо ничего не могу. Возможны варианты в конструкции. Например мой пустотелый. Простой конус из плотного картона, поверх ватная шуба, без изысков. Если у вашего такая же конструкция — то это хорошо.
6. Лицо выглядит великолепно. Думаю тут трогать ничего не надо. Усы и бороду немного обновим в "родной технике" — просто добавим сверху тонкий слой ваты. Борода с усами приобретут белый цвет, выровняются заломы и вмятинки, что нам и надо.
7. Руки тоже пока трогать не будем, их задекорируем вместе с шубой.
Думаю, есть все шансы вернуть Деду Морозу цветущий вид, и даже добавить чуточку подобающего величия ;)
Предлагаю начать с изучения каркаса. Внешнего осмотра достаточно, вскрывать нет необходимости, просто наощупь определить в каком он состоянии, есть ли серьезные вмятины или заломы. Если есть, то возможно и его отремонтировать.
Лунария, спасибо за такой сразу же обстоятельный ответ. Как только исследую каркас, отпишусь. А вы у видите обновление, да?