Ударил заморозок и сильно прихватило кукурузу

1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.

Столько нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.
Какое это нервное занятие – читать письма ветеранов.

2. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик.

Заказанный металл не поступил на завод.
Вышеуказанный (вышеозначенный) металл не поступил на завод-заказчик.

3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи.

К моменту обмена квартиры в ней все еще были прописаны жена с дочерью и находились личные вещи.

4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества.

Горе не сломило эту женщину, не лишило её мужества и даже не сказалось на её любви к работе.

5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом.

Есть люди, которые, сделав много хорошего и полезного, скромно молчат об этом.

6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам.

Учитель должен давать советы и делать замечания своим ученикам.

7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу.

Ударил мороз и сильно прихватил кукурузу.
С первыми заморозками сильно прихватило кукурузу.

8. С заданием мы справились уверенно.

С заданием мы справились легко.

9. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.

Спонсоры подарили школьной библиотеке книги, а детям настольные игры

10. Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы.

Наставник в сердцах отругал меня за сломанную фрезу.
Наставник гневно выругал меня за поломку фрезы.

11. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака.

Не думаю, что найдутся люди, которые всерьез разделят мнение этого чудака.

12. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я?

Когда пилот садится в кабину нового самолета, он думает: кто, если не я, впервые поднимет его в воздух? (поднимет первым его в воздух)

13. Но сержанту не суждено было довести следствие до конца. Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» скоропостижно покинуло место происшествия, оставив на волнах траурный венок.

Но сержанту не суждено было довести следствие до конца. Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» спешно покинуло место происшествия, оставив после себя только колышущийся на волнах траурный венок.

14. Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны угля.

Прошу Вас (вашего разрешения) выписать мне четверть тонны угля.

Упражнение 115. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Эти функции поручаются отделам рекламы. Эти функции возлагаются на отделы рекламы.
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.
Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе.
Они работают как самые отъявленные специалисты. Они работают как самые опытные специалисты.
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

Упражнение 116. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Античный, классический. Мифология, языки.
Врождённый, прирождённый. Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Приём, хозяин, человек.
Губительный, пагубный. Влияние, действие.
Единый, один. Миг, момент.
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. Воздействие, период, путь, сборы, кредит.
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.
Найти, обрести. Опора, поддержка.
Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.
Доказать, обосновать. Теорема, теория.
Предвещать, предсказать. Поражение, успех.
Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал, уровень.

Упражнение 117. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Читайте также:  Туя дома в горшке уход

Упражнение 118. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

Упражнение 3. Дайте оценку использованию лексических средств в отрывках из газетных статей; укажите нарушение лексической сочетаемости, употребление слов без учета их семантики, нелогичность, неясность высказывания и т.д.
Исправьте предложения.
1. В Гренобле примут старт сотни спортсменов из многих стран мира. 2. То, что выставка «Маяковский в Париже» была в столице Франции почтена таким вниманием, таким обилием посетителей, таким интересом со стороны французов к поэту, – это не совсем обычно.
3. За последние годы правительственные организации усилили внимание развитию сотрудничества в области выработки мер для защиты биосферы от загрязнения.
4. Главное условие успешной работы любой постоянной комиссии – действовать в тесном контакте с теми организациями, деятельность которых подведомственна ее контролю и помощи.
5. Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду.
6. После долгих хлопот работников наконец ремонт библиотеки состоялся.
7. Комбинат «Московский» круглый год обеспечивает население столицы молодыми овощами, зеленью.
8. В Москву отгружают десятки тонн зеленого лука, приличное количество нежного салата, редиса, помидоров.
9. В теплицах весь год идет сбор урожая и высадка рассады. В эти дни застекленные плантации готовят рассаду огурцов.
10. В специально сооруженных грибных пятиярусных теплицах еженедельно засеивают… грибы. До пяти тонн вкусных шампиньонов отправляются с этой искусственной грибной поляны в магазины, рестораны, столовые.

Упражнение 4. Объедините в словосочетания слова из первой и второй строки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

1.
Античный, классический
Мифология, языки

Врождённый, прирождённый
Талант, ум

Гостеприимный, радушный, хлебосольный
Приём, хозяин, человек

Губительный, пагубный
Влияние, действие

Единый, один
Миг, момент

Длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный
Воздействие, период, путь, сборы, кредит

2.
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить
Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.

Найти, обрести
Опора, поддержка.

Наложить, оставить
Отпечаток, след.

Обнаружить, открыть
Закон, закономерность.

Доказать, обосновать
Теорема, теория.

Предвещать, предсказать
Поражение, успех.

Расширить, увеличить, повысить
Возможности, потенциал.

Упражнение 5. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.
1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.
2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески.
4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики.
5. Выпас собак запрещается.
6. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов.
7. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки.
8. Продается пожилой дом.
9. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг.
10. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии.
11. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

Упражнение 6. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей.
2. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную.
3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина».
4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!».
5. Рекорды продолжаются.
6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках.
7. Большинство времени проходит бесплодно.
8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно.
9. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.
11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов.
12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам.
13. Незнакомец сел на коня и поехал пешком.
14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее научил грации?
15. От усталости мое тело подкашивалось на ногах.
16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан.
17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта.
18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду).
19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка)
20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).

Читайте также:  Малина память кузьмина описание сорта фото отзывы

Упражнение 7. В приведенных предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Замените лексические эквиваленты, которые стали причиной речевых ошибок.
1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.
2. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик.
3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи.
4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества.
5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом.
6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам.
7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу.
8. С заданием мы справились уверенно.
9. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.
10. Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы.
11. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака.
12. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я?
13. Но сержанту не суждено было довести следствие до конца. Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» скоропостижно покинуло место происшествия, оставив на волнах траурный венок.
14. Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны угля.

Упражнение 8. Оцените случаи нарушения лексической сочетаемости в художественных произведениях. С какой целью писатели используют этот стилистический прием в каждом конкретном случае?
1. Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня перелистать (М.А. Волошин).
2. Я сам не люблю старичков-ворчунов
И все-таки истово рад,
Что я не изведал бесчестья чинов
И низости барских наград.
3. Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем (М.А. Булгаков).
4. Александр Иванович Корейко был в последнем приступе молодости – ему было 38 лет.
5. Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдержанные советские сны.
6. Землю чуть тронула темная краска, и передовая звезда своевременно сигнализировала наступление ночи.
7. «Антилопа» снискала себе кислую славу, ее нужно перекрасить.
8. Комиссия, увешанная бородами, прибыла в артель «Реванш» на трех пролеточках.
9. В то время большинство мужчин выращивало на лице такие вот казенные, верноподданные волосяные приборы.
10. Выращена была особая порода казенной мебели.
11. На безмятежном, невспаханном лбу Балаганова обозначилась глубокая морщина.
12. Козлевич против своей воли погрузился в пучину Уголовного кодекса, в мир главы третьей, назидательно говорящей о должностных преступлениях (И. Ильф и Е.Петров).

Упражнение 9. Оцените нарушение лексической (а в особых случаях и семантической, грамматической) сочетаемости в следующих предложениях, взятых из юмористических текстов, опубликованных в газетах.
1. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики.
2. Есть и еще одно объяснение столь урожайного счета на этом матче.
3. За много лет я ко всему привык и не таюсь, а горжусь своей нержавеющей молодостью.
4. Крыша набекрень встала, конечно, не у всех.
5. Нельзя сваливать всю вину на одних модельеров, есть и другие повара моды, вот с них-то и надо бы спросить.
6. Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение.
7. Да, были когда-то мужчины! Не то, что нынешнее племя. Но не перевелись еще отдельные великолепные экземпляры мужчин и сегодня.
8. «Привет, дорогой!» – воскликнул он и, обняв нежданного гостя, нанес ему еще в соленые губы затяжной дружеский поцелуй.
9. Старая муха самоотверженно билась башкой о стекло.
10. Лавры первооткрывателей нам не грозят.
11. Новое платье короля ознаменовало переход от вечерних платьев к заочным.
12. В краеведческом музее города Новохромовска появились новые таблички: «Экспонаты руками не трогать. И ногами – тоже».

(с.) И. Б. Голуб “Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие” – 3-е изд., испр.,
Москва, Изд. Рольф, 2001 год.

“>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 5 =

Adblock detector