В этом плане отмечены хозяйские постройки

Задание 19. Определите тип ошибок, связанных с нарушением лекси­ческих норм. Исправьте предложения.

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новей­шей методи­ческой литературой. 2. По мнению экспертов, надобность в исследовании потреби­тельского спроса не утратила актуальности. 3. В ближайшие годы следует удешевить себестоимость товаров, выпускаемых этой фабрикой. 4. Своей подвижнической дея­тельностью мать Тереза за­служила широкую известность во всем мире. 5. Исполни­тельская власть на местах должна активизировать свою деятельность. 6. Решитель­ность его поступка удивила всех. 7. Они читают и художественные произведения, и современные детективы, и научную фанта­стику. 8. Большое место в докладе было уделено проблемам молодежи. 9. В этом плане отмечены хозяйские постройки: летняя кухня, беседка, сарай, гараж. 10. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование лектором примеров из жизни. 11. Всем ко­мандировоч­ным необходимо получить у секретаря направление в универ­ситетскую гостиницу. 12. Недавно она защитила степень магистра в Оксфордском университете. 13. Позвольте вас уверить, что в будущем подобные прецеденты не повторятся. 14. С этой страной у нас построены дипломатические отношения. 15. Диссертант горячо спорил со своими абонентами. 16. Картина вызывает грустное и жалкое впечатление. 17. В полку царило воинствующее настроение. 18. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве М. Зощенко. 19. В разговоре он до­пустил сильную ошибку. 20. Большое влияние имеет на молодых теле­ви­дение. 21. Зачем же принимать такие скоропостижные решения? 22. Лю­бопытный прецедент произошел во время нашей поездки по Волге. 23. Зи­мой мальчика радовали мемуары о прошедшем лете, о друзьях, о приклю­чениях. 24. Опыт работы и знание иностранных языков имеют большую роль в собеседовании при устройстве на работу. 25. Каковы причины мо­тивации такого неординарного поступка? 26. Успешное проек­тирование будущего требует глубоких профессиональных знаний. 27. Врач предупре­дил о том, что есть возможность тяжелых осложнений. 28. Он опытный руководитель, успешный хозяйственник, ведущий лидер. Его кандидатура не вызывает сомнений. 29. Эта технология позволяет внушительно снизить температуру плавления металлов. 30. Он пользовался приоритетом у кол­лег. 31. На улице холодно, не забудь одеть шапку. 32. Его слова внушают мне большое сомнение. 33. В этот день у него было очень пре­восходное настроение. 34. Официально о браке не сообщалось, но известно, что моло­дожены поженились в минувший вторник. 35. Перед Пас­хальным бого­служением священнослужители одели самые праздничные одеяния. 36. Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто уби­вали на дуэлях. 37. Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его ро­дители жили в Петербурге. 38. Его главная цель в жизни – есть добро ближнего.

1.1 Орфоэпия и акцентология

Упражнение 1. В каких словах произносится [o], а в каких [э]после мягких согласных?

Безнадежный, опека, бытие, новорожденный, острие, принесший, за­бредший, затекший, маневренный, отцветший, одноименный, платежеспособ­ный, афера, шофер, истекший год, недоуменный, женоненавистник, крестный ход, блеклый.

Упражнение 2. Какой согласный – твердый или мягкий – произносится в следующих словах? Укажите слова, в которых норма допускает два вари­анта произношения.

Тезис, шинель, термин, адекватный, дефис, музей, акаде­мия, крем, пресса, бизнес, компьютер, альтернатива, кофе, темп, кларнет, сес­сия, декан, рейтинг, патент, кредо, претензия, тет-а-тет, террор, прессинг, Одес­са, паштет, декада, фанера, дебаты, де-факто, дельта, орхидея, свитер, текст, анестезия, компетенция, дефицит.

Упражнение 3. Прочитайте слова. Постарайтесь избежать ошибок, вызван­ных вставкой лишних звуков либо пропуском гласных или согласных.

Прецедент, беспрецедентный, инцидент, компрометировать, юрискон­сульт, интриганский, конкурентоспособный, чрезвычайный, констатировать, компетентный, почерк, поскользнуться, конъюнктура, флюорография, индивидуум, противень, грейпфрут.

Упражнение 4. Образуйте глагольные формы по образцу. Обратите внима­ние на закономерности расстановки ударения.

Образец: брать – брал, брала, брало, брали.

Взять, начать, отнять, понять, врать, начаться, класть, принять, нанять, отозвать, проспать, звать, собраться, жить.

Упражнение 5. Расставьте ударение в словах.

Повестей, отраслей, прибылей, местностей, областей, должностей, возвышенностей, глупостей, новостей, очередей, теней, пядей, ведомостей.

Упражнение 6. Образуйте формы множественного числа существительных, расставьте ударения.

Бант, зонт, шофер, шприц, пруд, бинт, сват, торт, шрифт.

1.2 Лексические нормы

Упражнение 7. Назовите словосочетания, из смещения (контаминации) ко­торых появились новые ненормированные выражения.

Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

Одержать успехи; оказать внимание; поставить вечер, концерт; потерпеть потери.

Поднять тост; играть значение; оказать вред; занять звание чемпиона; за­щитить степень.

Упражнение 8. Отметьте случаи лексического плеоназма. Исправьте пред­ложения.

1. Сейчас в компании нет свободных вакансий. 2. Наши средства строго лимитированы и ограничены. 3. Нам нужны специалисты по проверке и тести­рованию программного обеспечения. 4. Тезисы статьи нужно бы уменьшить и минимизировать. 5. Напишите, пожалуйста, свою автобиографию. 6. Не нужно пользоваться упрощенными, схематизированными, общепринятыми стереоти­пами и представлениями об авангардных работах скульптора Михаила Шемя­кина. 7. В творческой манере художника Врубеля наблюдается константное по­стоянство мотива русской народной сказки. 8. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 9. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 10. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 11. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «су­рового стиля» в архитектуре. 12. Реформа ведется при одновременном сосуще­ствовании старых и новых структур управления. 13. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сни­маться за границей. 14. Участники творческой экспедиции рассказали о пер­спективах на будущее. 15. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.

Упражнение 9. Найдите случаи тавтологии, исправьте предложения.

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. Товарные биржи были сформированы в форме акционер­ных обществ. 4. Вновь после длительного перерыва возобновляется постановка «Гамлета». 5. Подводя итоги, можно подытожить следующие соображения. 6. Последствия вашей оплошности последуют незамедлительно. 7. Он снова по­чувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 8. В прошлом году выдался неурожайный год. 9. Мы каждый месяц платим абонентскую пла­ту за радиоточку. 10. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки.

Упражнение 10. Укажите случаи «смешения стилей» в следующих фра­зах.

1. В портфелях творческих объединений «Мосфильма» немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. 2. На предприятии системати­чески хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 3. Дело, конечно, не только в том, что свое хозяйство мы ведем по науке. 4. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая законы, указы и т.п.). 5. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 6. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 7. По наблюдению автора на­стоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 8. Стала просто очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 9. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 10. Надо бы задействовать в качестве ключе­вого человеческий фактор.

Читайте также:  Большое количество железа в воде

Упражнение 11. Определите значения следующих иностранных слов. Составьте с ними словосочетания.

Афера, этика, прагматичный, дизайн, имидж, виртуальный, картбланш, стресс, коллоквиум, менеджер, меркантильный, перманентный, эстетика, анналы, априори, идиллия, китч, космополит, лояльный, меценат, мизантроп, ноу-хау, парадокс, постулат, пацифизм, превентивный, раритет, латентный, реноме, саммит, тривиальный, тотальный, тоталитарный, фиаско, филантроп, цинизм, дилемма, апогей, альма-матер, ажиотаж, аббревиатура.

Упражнение 12. Восстановите паронимические пары. Составьте словосоче­тания с каждым из паронимов.

Абонент – , адресант- , артистичный -, бережливый -, будничный -, весомый -, воинствующий -, вражеский -, выборочный-, гарантированный -, гармоничный -, заглавный -, гордость-, гуманный -, двойственный -, деловой -, демократичный -, дипломант -, длительный -, доходчивый -, драматичный -, дружественный -, душевный -, жилой -, злостный-, иллюстрированный – ироничный – искусственный – каменный – командировочный -, критичный-, логичный -, мелочный -, методичный – , невежда – ,ненавистный -, нестерпимый – ,обеднить -, оборотный – , основать – , надеть -, опасливый – , отписка -, органический -. усвоить -, отборочный -, отчетливый – , понятливый -, проступок-, представительский -, предоставление -, проблематичный – , реалистичный -, скрытый – , сытный-, тактичный-, типичный -, удачливый -, факторы – , человечный -, эффектный -.

Упражнение 13. Объясните различия в значениях слов, входящих в паронимический ряд. Составьте словосочетания.

Дипломат – дипломант – дипломник.

Цветистый – цветной – цветовой – цветочный – цветастый.

Двойной – двойственный – двоякий.

Деловитый – деловой – дельный.

Упражнение 14. Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов. Ис­правьте ошибки.

1. Народ терпел двойственный гнет. 2. Он одел праздничный костюм. 3. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 4. Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории. 5. В конце собрания слово представили профессору Попову. 6. Бывшие заслуги здесь во внима­ние не принимаются. 7. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 8. Ученый стоял у источников ракетостроения. 9. Артист завоевал признательность зрителей. 10. Искусство влияет на рост культурности человека. 11. Главное для писателя – душевный мир человека. 12. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 13. Взгляд у него не то умоляю­щий, не то серьезный, не то возмутительный. 14. Учитель произвел опрос учащихся. 15. Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании».

Упражнение 15. Определите тип ошибок, связанных с нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 2. По мнению автора работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 3. В ближайшие годы следует удешевить себестоимость товаров, выпускаемых этой фабрикой. 4. Своей подвижнической деятельностью мать Тереза заслужила широкую известность во всем мире. 5. Исполнительская власть на местах должна активизировать свою деятельность. 6. Решительность его поступка удивила всех. 7. В полку царило воинствующее настроение. 8. Большое место в докладе было уделено проблемам молодежи. 9. Всем командировочным необходимо получить у секретаря направление в университетскую гостиницу. 10. Тяжелый массивный крест, маленькая шапочка из бархата и красная мантия – по этим кардинальным регалиям вы отличите кардинала от простого священника. 11. В этом плане отмечены хозяйские постройки: летняя кухня, беседка, сарай, гараж. 12. Недавно она защитила степень магистра в Оксфордском университете. 13. Позвольте вас уверить, что в будущем подобные прецеденты не повторятся. 14. С этой страной у нас построены дипломатические отношения. 15. Диссертант горячо спорил со своими абонентами. 16. Картина вызывает грустное и жалкое впечатление. 17. Я читаю как художественные произведения, так и современные детективы и фантастику. 18. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве М.Зощенко. 19. В разговоре он допустил сильную ошибку. 20. Большое влияние имеет на молодых телевидение. 21. Зачем же принимать такие скоропостижные решения? 22. Незабываемый прецедент произошел во время нашей поездки по Волге.23. Зимой Дениску согревали мемуары о летнем отдыхе. 24. Опыт работы и знание иностранных языков имеют большую роль в собеседовании при устрой­стве на работу. 25. Каковы причины мотивации такого неординарного поступ­ка? 26. Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональ­ных знаний. 27. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 28. Этот агрегат позволяет внушительно сни­зить температуру соединения металлов. 29. Он пользовался приоритетом у коллег. 30. На улице холодно, не забудьте одеть шапку. 31. Его слова внушают мне большое сомненье. 32. В это день у него было очень превосходное на­строение. 33. Он просто великолепный руководитель и ведущий лидер, ему нет равных. 34. Он вроде бы говорит хорошо, и прикид у него цивильный. 35. Птица камнем бросалась в воду и взлетала вверх. 36. Когда мы подошли к оленю, он пошел к опушке, изредка оглядываясь назад.

Упражнение 16. Объясните значение фразеологизмов. Составьте с ними предложения. Укажите фразеологизмы, относящиеся к разговорному стилю.

Держать рот на замке, взяться за перо, открывать новую страницу, отсеивать плевелы от зерен, стрелочник виноват, плюс-минус, обращать в пепел, от сотворения мира, авгиевы конюшни; ахиллесова пята; белая ворона; гордиев узел; дамоклов меч; дары данайцев; объятия Морфея; посыпать пеплом голову; прокрустово ложе; сжечь корабли; сизифов труд; со щитом или на щите; три кита.

Упражнение 17. Сформируйте пары из фразеологизмов-антонимов и объясните их значение.

Черная кровь; выдерживать характер; гонять лодыря; без царя в голове; грош цена; за тридевять земель; повернуть оглобли назад; голубая кровь; два шага; цены нет; голова на плечах; гнуть спину.

Упражнение 18. Сформируйте пары из фразеологизмов-синонимов и объясните их значение.

Голову морочить; одним лыком шиты; заговаривать зубы; одного поля ягода; Рубикон перейден; рукой подать; жребий брошен; два шага; белая кость; держать ухо востро; голубая кров; держать ушки на макушке; утереть нос; заткнуть за пояс; дать осечку; гроша медного не стоит; дать маху; грош цена.

Упражнение 19. Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературной речи. Составьте предложения, используя литературные формы.

1. Глубже – более глубокий – более глубже, выше – более высокий – более выше, более низкий – пониже, веселее- веселей, звонче – звончее – более звонкий, слаще – слаже сладче, теплее – теплей, дешевле – дешевше – дешевее – подешевле, хлеще – хлестче, ловче – ловчее, моложе – младше – помоложе.

2. Сильнейший – самый сильный – сильнее всех, интереснейший – интереснее всех – самый интересный, самый лучший – наилучший, наименьший – самый меньший – меньше всех, самый благородный – благороднейший, самый простой – простейший, честнее всех – самый честный – честнейший.

Читайте также:  Строим ниву для бездорожья

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определённую работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлёпанцы и усажива­нию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд меро­приятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопус­тимости моего неучастия в проводимых ею поименованных ме­роприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявле­ние о нежелании слушания претен­зий по данному вопросу ввиду осущест­вления мною в настоящий момент, после окон­чания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой мо­мент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, по­рядочности, стыда и проч., причём как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вку­совые качества.

Вот так у нас порой ещё допускается порча хорошего настроения, а также аппети­та.

Задание 10 . Подберите подходящие синонимы из скобок к данным па­ронимам.

Длинный – длительный (протяженный, долговременный, продолжитель­ный).

Доходный – доходчивый (приносящий прибыль, четко и понятно изложен­ный).

Злой – злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый).

Комический – комичный (смехотворный, комедийный, забавный, смеш­ной).

Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный).

Опасный – опасливый (рискованный, осторожный).

Понятный – понятливый (ясный, способный).

Скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный).

Удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный).

Явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).

Задание 11. Объясните различия в значении словосочетаний.

Опасный человек – опасливый человек.

Тактичные шаги – тактические шаги.

Хозяйские дела – хозяйственные дела.

Главная роль – заглавная роль.

Методическая работа – методичная работа.

Конструкторское решение – конструктивное решение.

Задание 12. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий паро­ним.

1. Многие наши фильмы получили (большую признательность, боль­шое призна­ние) за рубежом. 2. Этот человек встретил критику в свой адрес (с большим раздраже­нием, большой раздражительностью). 3. В нашем клубе часто бывают (драматические, драматичные) постановки.4. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и до­брую славу как человек твор­ческой мысли. 5. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатиче­ский) ответ, что мы даже не рассердились на него. 6. В конце книги приведен список (рекоменда­тельной, рекомендованной) литературы. 7. Он дал мне (друже­ский, дружественный) совет. 8. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 9. К моему пребыванию в этом учре­ждении относятся (нетерпимо, нестерпимо), это уже стало для меня (не­терпимым, нестерпимым). 10. Прошу (пред­ставить, предоставить) мне очередной отпуск.11. Качество товаров улучшено за счет некоторых (кон­структивных, конструкторских) решений 12. Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственное ре­шение. 13. Андрей – человек (удач­ный, удачливый), а сегодняшний день был для него особенно (удачным, удачливым). 14. Он проявил (хозяйст­венную, хозяйскую) заинтересованность в решении этих (хо­зяйских, хо­зяйственных) вопросов. 15. Я собираюсь (представить, предоста­вить) свою работу на конкурс.

Задание 13. Найдите предложения с ошибками в употреблении слов-паронимов. Исправьте ошибки.

1. Народ терпел двойственный гнет. 2. Он одел праздничный костюм. 3. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 4. Он умел одинаково эффектно воздействовать своими речами на разных слушателей. 5. В конце собрания слово представили профессору Попову. 6. Бывшие за­слуги здесь во внимание не принима­ются. 7. Артистическая и литератур­ная Москва с большим нетерпением ожидала открытия нового литера­турно-художественного музея. 8. Ученый стоял у источников ракетострое­ния. 9. Своим талантом, своим искусством перевопло­щения актёр завоевал признательность зрителей. 10. Искусство влияет на рост куль­турности че­ловека. 11. Главный интерес писателя сосредоточен на душевном мире че­ловека. 12. Такое скоропалительное решение, принятое директором кампа­нии, повергло всех сотрудников в шок. 13. Взгляд у него не то умоляю­щий, не то серьезный, не то возмутительный. 14. Учитель произвел опрос учащихся. 15. Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и нака­зании». 16. Командировочному пришлось долго ждать оформления доку­ментов. 17. С кухни доносился явственный аромат свежесваренного кофе.

Задание 14. Исправьте ошибки, связанные с нарушением компонент­ного состава фразеологической единицы.

1. Для многих иностранцев жизнь в России – тайна за семью печа­тями. 2. Скрипя сердцем взялся он за это дело. 3. В нашей семье главную скрипку играла, безусловно, мать. 4. Наш начальник не терпит возра­жений, из всех сотрудников плетет веревки. 5. Да эта проблема выеденного гроша не стоит, что ее обсуждать. 6. После всех этих ис­пытаний, пережив предательство и измену и испив полную чарку до дна, он все же не озло­бился и не стал пессимистом. 7. Может быть, пора определить свою собст­венную позицию, сколько можно петь с другого голоса. 8. Все уже давно все поняли и согла­сились с тобой, а ты все равно продолжаешь стучаться в открытую дверь. 9. Я не очень доверяю нашему новому коллеге и тебе со­ветую держать с ним уши востро. 10. Никакие аргументы его не убеждают. Стоит на своём и всё. Хоть кол на голове чеши. 11. Казалось бы, совсем недавно он был на десятом небе, все, что задумал, осуществи­лось, и вдруг все разом рухнуло. 12. Все ее объяснения и оправдания шиты белой нит­кой. Ну кто ж ей поверит!

Упражнение 15. Замените выделенные курсивом фразеологические единицы на слова или словосочетания.

1. Вот уж меня-то ты не обманешь! Я в этом деле стреляный воробей. 2. Вряд ли тебе доверят этот проект. Ты ведь совсем недавно работаешь. Еще мало каши ел. 3. Ты разве не знаешь, что наш сосед по даче еще осе­нью приказал долго жить. 4. Ты видел его новую подругу? Рядом с ним она выглядит просто каланчой пожарной! 5. И зачем она с ним развелась? Ведь жила как сыр в масле каталась. 6. После каникул, проведенных на даче, дети выглядели прекрасно: загорели, посвежели, лица – кровь с моло­ком. 7. Мой брат – человек очень умный и проницательный. Такого на мя­кине не проведешь. 8. Андрей стал кандидатом наук без году неделя, а уже собирает материал для докторской. 9. Не надоело вам перемывать кос­точки своим сослуживцам? Лучше де­лом займитесь. 10. К сожалению, далеко не все умеют держать язык за зубами.

Читайте также:  Устройство дачного туалета своими руками

Упражнение 16. Замените выделенные курсивом словосочетания на фразеологи­ческие единицы. Используйте слова для справок.

1.Он не оставил завещания, и все его состояние досталось Марине, хотя она ему очень дальняя родственница. 3. Не хочу я идти на эту вече­ринку: у них свои разговоры, свои интересы, я буду там лишним, ненуж­ным. 4. Нет, я не хочу при­обретать что-либо, не зная и не видя заранее ничего о качестве приобретаемого, по­этому я сама пойду в магазин и вы­беру то, что мне понравится. 5. Он не умеет мыс­лить аналитически, но, бесспорно, умеет свободно, гладко говорить. 6. Последняя вы­ставка абст­рактной живописи стала предметом всеобщих разговоров, постоянных пе­ресудов, все только о ней и говорили. 7. К сожалению, ничем не могу тебе помочь, не смогу дать тебе взаймы: я сейчас сам в крайне затруднитель­ном положении. 8. Вы сами виноваты в том, что ваша дочь выросла изне­женным, не приспособленным к жизни человеком. Меньше бало­вать надо было. 9. Этот студент, конечно, не отличается выдающимися способно­стя­ми и умом, но старается и учится прилежно. 10. Несмотря на то что он совсем лишен музыкального слуха, петь он обожал, причем очень громко.

Слова для справок: кисейная барышня, покупать кота в мешке, язык хо­рошо подвешен у кого, под башмаком (каблуком) у кого, медведь на ухо наступил кому, притча во языцех, седьмая вода на киселе, звезд с неба не хватает, пятое колесо в теле­ге, на мели.

Задание 17. Проанализируйте причины речевой недостаточности пред­ложений и отредактируйте их.

1. Картины юных художников имели такой успех потому, что учитель рисова­ния сумел воспитать в них прекрасное. 2. Студент Иванов занял первое место по фи­зике. 3. За ошибки и недостатки директор фирмы за­служивает взыскания . 4. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью. 5. Творчество Ф.М.Достоевского волнует читателей на самых различных языках. 6. Сда­ется комната с ребенком. 7. В первые недели жизни детям лучше гулять только на руках. 8. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 9. В сочинении о войне школьник написал, что советский человек был спосо­бен на всё.10.Пыль ле­тела из-под копыт казака. 11. Наша фирма произво­дит драпировку свадеб и банкетов декоративной тканью. 12. Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, отправляются в архив.

Задание 18.Проанализируйте причины абсурдности и неуместного комизма вы­сказывания. Назовите логические ошибки в предложе­ниях, возникающие в ре­зультате речевой недостаточности, исправьте их.

1. Всем зоотехникам отделений сделать прочные ошейники на желез­ной цепи, под которые подложить ремни или войлок. 2. На фабрику требу­ется два рабочих: один для начинки, другой для обертки. 3. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить. 4. День рождения нашей коллеги начнется в три часа. 5. Борьба с гриппом – очень важное мероприятие, сокращающее здоровье ра­ботников универси­тета. 6. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей. 7. Вя­жем детские кофточки из шерсти родителей. 8. В виду хо­лода в рентгеновском кабинете делаем только срочные переломы. 9. В со­седний отдел нашего магазина требуется мужчина на мясо. 10. У вас проблемы с зубами? Наши стоматологи сделают все, чтобы вы навсегда забыли о них! 11. У нее были карие глаза с веснушками на носу. 12. Девочка покраснела от корней до волос. 13. Умер М.Ю.Лермонтов на Кавказе, но любил он его не по­этому! 14. Ивану очень нравился Хемингуэй, поэтому он и повесил его над крова­тью. 15. Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.

Задание 19. Определите тип ошибок, связанных с нарушением лекси­ческих норм. Исправьте предложения.

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новей­шей методи­ческой литературой. 2. По мнению экспертов, надобность в исследовании потреби­тельского спроса не утратила актуальности. 3. В ближайшие годы следует удешевить себестоимость товаров, выпускаемых этой фабрикой. 4. Своей подвижнической дея­тельностью мать Тереза за­служила широкую известность во всем мире. 5. Исполни­тельская власть на местах должна активизировать свою деятельность. 6. Решитель­ность его поступка удивила всех. 7. Они читают и художественные произведения, и современные детективы, и научную фанта­стику. 8. Большое место в докладе было уделено проблемам молодежи. 9. В этом плане отмечены хозяйские постройки: летняя кухня, беседка, сарай, гараж. 10. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование лектором примеров из жизни. 11. Всем ко­мандировоч­ным необходимо получить у секретаря направление в универ­ситетскую гостиницу. 12. Недавно она защитила степень магистра в Оксфордском университете. 13. Позвольте вас уверить, что в будущем подобные прецеденты не повторятся. 14. С этой страной у нас построены дипломатические отношения. 15. Диссертант горячо спорил со своими абонентами. 16. Картина вызывает грустное и жалкое впечатление. 17. В полку царило воинствующее настроение. 18. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве М.Зощенко. 19. В разговоре он до­пустил сильную ошибку. 20. Большое влияние имеет на молодых теле­ви­дение. 21. Зачем же принимать такие скоропостижные решения? 22. Лю­бопытный прецедент произошел во время нашей поездки по Волге. 23. Зи­мой мальчика радовали мемуары о прошедшем лете, о друзьях, о приклю­чениях. 24. Опыт работы и знание иностранных языков имеют большую роль в собеседовании при устройстве на работу. 25. Каковы причины мо­тивации такого неординарного поступка? 26. Успешное проек­тирование будущего требует глубоких профессиональных знаний. 27. Врач предупре­дил о том, что есть возможность тяжелых осложнений. 28. Он опытный руководитель, успешный хозяйственник, ведущий лидер. Его кандидатура не вызывает сомнений. 29. Эта технология позволяет внушительно снизить температуру плавления металлов. 30. Он пользовался приоритетом у кол­лег. 31. На улице холодно, не забудь одеть шапку. 32. Его слова внушают мне большое сомнение. 33. В этот день у него было очень пре­восходное настроение. 34. Официально о браке не сообщалось, но известно, что моло­дожены поженились в минувший вторник. 35. Перед Пас­хальным бого­служением священнослужители одели самые праздничные одеяния. 36. Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто уби­вали на дуэлях. 37. Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его ро­дители жили в Петербурге. 38. Его главная цель в жизни – есть добро ближнего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − семь =

Adblock
detector