Виды подков для лошадей старинные фото

Использовать защитные средства для копыт лошадей начали очень давно, и первоначально такие приспособления выглядели очень примитивно: применялись кожаные ремни в сочетании с растительными волокнами, что совершенно не давало нужного результата. По мере развития коневодства ковка стала довольно широким явлением, а мастер своего дела в изготовлении подков ценился на вес золота.

Почему обязательно нужно ковать лошадей

В естественной среде обитания крепости копыт достаточно, чтобы защитить ноги животных при нахождении на мягком грунте. У диких лошадей нет нагрузок, они способны сами выбирать дорогу для передвижения, при этом лошади будут обходить булыжники с острыми краями или иные препятствия. Кроме этого, на свободе, в природных условиях, кони обладают довольно активным образом жизни, что самым положительным образом влияет на укрепление рогового слоя.

А вот конюшенные обитатели поставлены в иные условия. Ограничение возможности проводить много времени на прогулках приводят к снижению физической активности, именно поэтому копыта становятся менее плотными и стираться будут гораздо быстрее. Лошади очень часто работают не только по мягкому грунту, но и по асфальтовому покрытию, брусчатке или иной твердой поверхности, да еще и со всадником или экипажем. Такой образ жизни приводит к быстрому истиранию копытного рога, а вот отрастать он будет гораздо медленнее.

Из-за стертости копыт у лошадей начинаются проблемы со здоровьем. Острые камни будут с легкостью пробивать тонкий рог копыта и заставлять его трескаться. Сквозь такие повреждения с легкостью проникают болезнетворные бактерии, которые приводят к воспалительным процессам. В результате лошадь начинает испытывать боль и дискомфорт при передвижении, появляется хромота и дело может дойти до потери подвижности.

Чтобы предотвратить такие травмы, необходимы подковы, выполняющие ту же роль, что и человеческая обувь. Если подковы будут соответствовать качеству и правильно прибиты, то это позволит лошадям работать на любом твердом грунте, а негативных последствий для копыт не будет.

Но не только защитная функция возлагается на лошадиную «обувь»: животные не будут оскальзываться на мокрой траве или дороге, покрытой льдом. Они служат своеобразными корректорами для коней, имеющих деформацию копытного рога, снижают чувство дискомфорта у животных с травмированными ногами. Как видно из сказанного, каждый индивидуальный случай требует применения разного вида подков.

Что из себя представляет подкова

Если говорить о современных подковах, то они имеют существенные различия между собой по форме, толщине и материалам, пошедшим на изготовление. Все зависит от того, как предполагается использовать подкову.

Самая простая подкова представляет собой модель из стали, которую можно подогнать по форме копыта не только в раскаленном виде, но и не используя нагрев. На передние ноги подойдут подковы, имеющие округлую форму, а на задние – немного вытянутые (это связано с особенной конфигурацией копытного рога).

Простые подковы представляют собой выгнутые пластины с несколькими отверстиями, и у каждого элемента есть свое наименование:

  • ветвями называют металлические части, идущие от зацепа до пятки. Они могут быть внутренними и наружными;
  • под верхней поверхностью подразумевают элемент, примыкающий к подошве коня;
  • нижняя поверхность – часть подковы, имеющая контакт с землей;
  • под отворотом понимают выступ небольшого размера, располагающийся спереди;
  • дорожка для гвоздей;
  • края по бокам носят названия внутреннего и наружного;
  • прорези для шипов;
  • отверстия для гвоздей;
  • пяточная часть – округлое окончание ветви;
  • шипы – вкручивают по мере надобности для скользких поверхностей, к примеру, мокрой травы или обледенелой дороги.

Разнообразие видов

На сегодняшний день всю лошадиную «обувь» можно разделить на следующие виды:

У каждого из них есть свои особенности, которые полностью соответствуют нужному назначению. Более подробно ознакомиться с каждым из видов можно в следующей таблице.

Средний вес – 0,2–0,7 кг. Тут все зависит от размера. Применяются для рабочего типа лошадей. В качестве дополнения идут съемные шипы, предназначенные для летнего и зимнего грунта. Подковы могут быть произведены на заводе или изготовлены ручным способом

Предназначены для коней, участвующих в тех или иных спортивных мероприятиях. Изготавливаются из алюминия, пружинной стали или иных сплавов с небольшим весом, но обладающих износостойкостью. Стоит знать, что для каждого спортивного мероприятия используются разные по форме и массе подковы

На изготовление идет сталь, пластик или алюминий. Сами подковы имеют разную форму: ее подбирают в индивидуальном порядке в зависимости от того, какая травма была у лошади и в каком состоянии находится копытный рог. Данные подковы помогают снизить дискомфорт лошади во время движения и помогают быстрее заживать копытам

Какие инструменты должны быть у коваля

Для качественной смены подков у каждого специалиста должны быть специальные инструменты:

  • клещи специального типа;
  • рашпиль, обладающий насечками двух типов;
  • обсечка;
  • нож для копыт, имеющий загнутый конец;
  • молоток для ковки;
  • ключ.
Читайте также:  Какие грибы растут в калужской области

В первую очередь происходит осмотр конечностей лошади и снятие старых подков. Затем проводится расчистка, подгоняются и крепятся новые подковы. Молодых и энергичных лошадей перековывают в специальном станке, для остальных используют привязь в виде развязок.

Стоит отметить, что молодняк необходимо заранее приучить к такой процедуре путем имитации самого процесса. Лошадей учат давать ноги, стоять спокойно, просто постукивают по внутренней части копыта. После такого обучения можно приступать к ковке.

Описание процесса

Нужно знать, что смена подков у лошадей требует определенных знаний, мастерства и большой физической силы. Нельзя, опираясь только на теоретическую часть, заниматься расчисткой и ковкой коней, это приводит к нарушениям здоровья у животных, да и сам кузнец может получить травмы.

Для того чтобы все прошло хорошо, создаются следующие условия:

  • для ковки выбирается чистое и сухое помещение;
  • недопустимо нахождение рядом других лошадей, кормов и посторонних предметов;
  • все манипуляции с конем должны производиться только на привязи;
  • по окончании работ необходимо проверить равномерность хода лошади, отсутствие хромоты и скованности движений.

Непосредственно процесс ковки состоит из следующих пунктов:

  1. Снимается старая подкова. Кузнецу нужно взять ногу животного, зажать ее и, используя щипцы, снять гвозди.
  2. При помощи кусачек снимается ороговевший копытный рог, удаляются загрязнения.
  3. При обработке непосредственно внутренней части нужно соблюдать осторожность, используя копытный нож, чтобы избежать травмирования мягких тканей.
  4. Для подравнивания стенок используется секач и рашпиль для шлифовки.
  5. После подготовки примеряется раскаленная подкова, и по отпечаткам, оставшимся на металле, ее подгоняют до нужного размера.
  6. Необходимо избавиться от всех неровностей на подкове и только потом прибивать ее к копыту.

Как часто происходит замена

Этот вопрос тоже является немаловажным. Лошадь нуждается в смене «обувки» в зависимости от интенсивности работы, качества грунта, по которому идет большая часть передвижений, и скорости отрастания копытного рога. Последний момент сугубо индивидуален. При средней интенсивности рабочего процесса между сменой подков проходит от месяца до полутора. Нельзя очень часто или редко менять подковы, в противном случае это негативно отражается на здоровье лошади.

Если говорить о молодняке, то по мере необходимости их подковывают уже в 2–3 месяца, но при этом на протяжении пятилетнего срока необходимо осуществлять наблюдение за тем, насколько правильно растут и развиваются копыта, чтобы не допускать возможных патологических процессов.

Рекомендуется предоставлять лошадям около 60-ти суток на отдых от подков.

Важно знать, что подковывать лошадей должен только профессионал: от этого зависит здоровье животных и безопасность наездника. Пробовать самостоятельно менять подковы, опираясь на теоретические знания, категорически запрещается.

1. Ледоходный шип XI-XV вв.
2. Подкова. XI-XVII вв. (в Подмосковье – XV-XVII вв.)
3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части
гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.
4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.
5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.
6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков.
Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет
проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка. Желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, является индикатором того, что подкова сделана не ранее XVI в.

7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Первые из них, как и большинство европейских, представляли собой трехчетвертной овал с двумя задними шипами. Скорее
всего, к концу века на них начинают появляться желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, и третий передний шип. Для
подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см (,8).
9. Подкова с широкой верней частью. XVI-XVII вв.
10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно. Поздние подковы снабжены желобками для резиновых прокладок, которые препятствовали скольжению лошади при передвижении по камням и асфальту, а в жаркие дни не позволяли подкове проваливаться в асфальт и не портили дороги.
11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей.
12. Подкова. Конец XIX – начало XX в. Германия.
13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами, изготовленная заводским способом
на механических станках. Согласно стандарту подковы для верховых
лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое
отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода ("ЮЗ" – Юризанский завод или "КМ" – Красный металлист); номер подковы (всего существовало 10
номе-ров); и на какие ноги она предназначалась ("П" – передние или "З" – задние, левые и правые подгонялись по месту).

Читайте также:  Как реанимировать цветы в вазе

Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов: два в зацепной части и по одному в пяточных концах. Подобными подковами ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.
Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.
Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди – с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен, но иногда все таки встречается.

КОМПАНИЯ

УСЛУГИ

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ

Возможно ли среди подков найти действительно стоящую, которую коллекционеры оторвут с руками? Вероятно, возможно, если это будет подкова из золота.

Но мы с вами поговорим о том, что встречается на копе и вообще о разных интересных подковах, кроме, конечно, золотых.

Если катко, у лошадей на ногах – копыта. По структуре они как наши ногти, только, понятное дело, куда массивнее и тверже. От хождения по твердому грунту, дорожному покрытию и по настилу конюшен копыта снашиваются, лошади начинают хромать. Чтобы этого избежать, лошадей подковывают. Поскольку лошадь в Евразии была основным транспортом и тягловой силой на протяжении тысячелетий, подков у нас в земле должно накопиться немеряно. Так оно и есть!

Поверья

В связи с тем, что лошадь символом достатка, возможно и появилась вера в счастливые качества лошадиной подковы. Вера в подкову широко распространена и в России, считается, что найти старое железо, особенно подкову – приносит счастье, а найденная подкова, прибитая к порогу торгового заведения, приносит удачу в торговле. В русских деревнях, а сейчас – и в городских домах и квартирах можно увидеть подкову, прибитую над дверью.

Кроме русских, в счастливые свойства подковы верят многие народы по всему миру: англичане, французы, турки, евреи и другие. Даже те, кто возмущается, когда их называют суеверными. Характерным примером можно считать случай с академиком Павловым, над дверью которого была прибита подкова. На вопрос, верит ли он в то, что подкова приносит удачу, он ответил: «Конечно, не верю»! А потом добавил: «Но это работает, даже когда не веришь».

История подковы

Как принято считать, метод подковывания лошадей изобрели галлы или кельты приблизительно в IV–III вв. до н. э. Затем полезное нововведение переняли римляне. Они использовали для защиты подошвы копыта металлические пластинки овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами для укрепления пластинки на копыте ремнем. Также имперцы поняли, что не только лошади нуждаются в таких приспособлениях. В общем, пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями, для мулов — мулосандалиями, для быков — бососандалиями.

И здесь мы на секундочку вернемся к подковам из драгоценных металлов. Роскошь Древнего Рима, думаю, всем известна. Судя по историческим хроникам, у мулов Помпеи, супруги Нерона, были золотые подошвы, а лошади Нерона, запряженные в колесницы, носили серебряные подошвы. Наверное, откопать такое чудо было бы очень приятно.

Вернемся к нашим баранам, а вернее, лошадям и их подковам на Руси. Подробности и практический материал взят из книги А.Н. Кирпичникова «Археология СССР». Там, кстати, очень много полезной информации – и по деталям конской упряжи, и по оружию, и по инфм артефактам прежних времен.

Подковывать копыта и крепить подковы специальными гвоздями у нас научились не ранее XI века. Есть некоторые свидетельства об этом в исторических источниках. Например, в Радзивилловской летописи (начало XIII в.) легендарный конь князя Олега изображен подкованным.

Однако на Руси было сильным влияние степняков, которые оставляли копыта лошадей в естественном состоянии. И у русской конницы до XVI вследствие этого не было подков. Так что ранние, домонгольские подковы, принадлежат торговым, тягловым лошадям.

Известны две типологические формы домонгольских «транспортных» подков. Они показаны на рисунке ниже.

Дальнейшая трансформация подков заключалась в том, что они становились крупнее, края перестали быть волнистыми, а на нижней поверхности появился желобок для гвоздей.

Читайте также:  Прививка алычи на сливу

Рис. 1. Ледоходный шип XI-XV вв.

Рис. 2. Подкова. XI-XVII вв.

Рис. 3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.

Рис. 4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.

Рис. 5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.

Рис. 6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков. Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка

Рис. 7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Для подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см.

Рис. 9. Подкова с широкой верхней частью. XVI-XVII вв.

Рис. 10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно.

Рис. 11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей.

Рис. 12. Подкова. Конец XIX – начало XX в. Германия.

Рис. 13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами, изготовленная в России заводским способом на механических станках (1929-1945 гг). Согласно стандарту, подковы для верховых лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода (ЮЗ – Юризанский завод или КМ – «Красный металлист»); номер подковы (всего существовало 10 номеров); и на какие ноги она предназначалась (П – передние или З – задние).

С 1945 г. заводское производство подков в России прекратилось, и с тех пор их куют вручную по старым добрым технологиям.

Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов. Подобными ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.

Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.

Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием посередине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди – с заостренными шляпками, заменяющими шипы. Относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Восточной Европы и на юге России связывают с экспансией османской Турции 16-17 веков.

Современность

Формы и конструкции подков в наше время бывают разными, можно выделить несколько разновидностей.

Формы подков. 1 – московская подкова для упряжных лошадей; 2 – восточная подкова; 3 – горная подкова; 4 – зимняя подкова тяжеловоза с постоянными шипами; 5 – зимняя подкова со съемными шипами; 6 – подкова для скаковых лошадей; 7 – подкова для троеборных лошадей; 8 – летние подковы для рысаков; 9 – зимние подковы для рысаков.

Что делать с найденными подковами?

Каждый копарь, находивший подкову, наверняка задавал себе этот вопрос. А уж если повезло и было откопано несколько конских аксессуаров, то вопрос становился особенно актуальным. Раньше, на заре приборного поиска, было принято развешивать подковы по веткам деревьев вблизи от найденного места – вроде как на удачу.

Сегодня народ пошел осторожный и засвечивать места копа не хочет. Поэтому каждый решает сам за себя, что делать с найденной подковой. Основных варианта, как водится, два: оставить на поле или взять собой. Во втором случае подкове нужно будет придумать применение.

Применение подков:

  • сложить в кучу к железному лому и сдать;
  • отчистить и одарить друзей – вдруг понадобится над дверью прибить;
  • отчистить, выяснить историю и попробовать продать;
  • отчистить и создать декоративное панно – тоже с целью продажи;
  • начать собирать коллекцию подков.

Подарочные панно из мастерской старинных подарков. Стоят по 8000 рублей!

И еще много чего, что фантазия подскажет. Может быть, именно вам подковы принесут море удачи, и приманят и золото, и серебро?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 18 =

Adblock detector