Содержание
Вариант 2
В каждом задании выберите один верный ответ из четырех предложенных.
А1. Взаимовыгодное сожительство гриба и водоросли образует
- микоризу
- лишайник
- мицелий плесени
- плодовое тело гриба
А2. В составе лишайника гриб играет роль
- автотрофа
- гетеротрофа
- хищника
- жертвы
АЗ. Клетки водоросли в теле лишайника
- производят органические вещества
- паразитируют на гифах гриба
- поглощают готовые органические вещества
- разрушают нити грибницы
Повышенный уровень сложности
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Лишайник – это целостный живой организм, компоненты которого взаимосвязаны.
Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах.
- Верно только А
- Верно только Б
- Верны оба суждения
- Неверны оба суждения
Б2. Выберите три верных утверждения. Лишайники размножаются
- частями слоевища
- спорами
- семенами
- побегами
- половым путем
- почкованием
БЗ. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и способом его питания.
Процессы жизнедеятельности лишайников
A. Клетки водоросли образуют углеводы
Б. В хлоропластах протекает процесс фотосинтеза
B. Поглощают готовые молекулы органических веществ
Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью
Способ питания
- Автотрофный
- Гетеротрофный
Тест по биологии Группа лишайники для учащихся 7 класса. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 3 частей (часть А, часть Б и часть В). В части А — 3 вопроса, в части Б — 3 вопроса, в части В — 2 вопроса.
Задания А — базового уровня сложности
Задания Б — повышенного уровня сложности
Задания В — высокого уровня сложности
1 вариант
А1. Лишайник представляет собой
1) растение
2) колонию бактерий
3) плесневый гриб
4) симбиоз двух организмов
А2. Тело лишайника состоит из
1) слоевища
2) органов
3) одной клетки
4) видоизмененных побегов
А3. В составе лишайника водоросль играет роль
1) автотрофа
2) гетеротрофа
3) хищника
4) жертвы
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. В состав лишайника входит шляпочный гриб.
Б. Лишайник по способу питания является автогетеротрофным организмом.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б2. Выберите три верных утверждения. Различают основные типы слоевища лишайников
1) накипные
2) травянистые
3) деревянистые
4) кустарничковые
5) листоватые
6) кустистые
Б3. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и компонентом его слоевища.
Процессы жизнедеятельности лишайников
А. Осуществляют фотосинтез
Б. Поглощают готовые органические вещества
В. Образуют органические вещества на свету
Г. Всасывают воду и минеральные соли из почвы
1. Клетки водоросли
2. Гифы гриба
В1. Задание с развернутым свободным ответом (несколько элементов).
Какие причины способствуют широкому распространению лишайников? Назовите не менее трех причин.
В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которыми обозначены слова из словарика.
Лишайники представляют собой комплексный организм, включающий водоросль и … (А). Водоросли получают органические вещества в процессе, который называется … (Б). Грибы снабжают весь организм водой и … (В). Такой тип взаимоотношений называется … (Г).
Словарик:
1. Симбиоз.
2. Гриб.
3. Корневое питание.
4. Минеральные вещества.
2 вариант
А1. Взаимовыгодное сожительство гриба и водоросли образует
1) микоризу
2) лишайник
3) мицелий плесени
4) плодовое тело гриба
А2. В составе лишайника гриб играет роль
1) автотрофа
2) гетеротрофа
3) хищника
4) жертвы
А3. Клетки водоросли в теле лишайника
1) производят органические вещества
2) паразитируют на гифах гриба
3) поглощают готовые органические вещества
4) разрушают нити грибницы
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Лишайник — это целостный живой организм, компоненты которого взаимосвязаны.
Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б2. Выберите три верных утверждения. Лишайники размножаются
1) частями слоевища
2) спорами
3) семенами
4) побегами
5) половым путем
6) почкованием
Б3. У становите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и способом его питания.
Процессы жизнедеятельности лишайников
А. Клетки водоросли образуют углеводы
Б. В хлоропластах протекает процесс фотосинтеза
В. Поглощают готовые молекулы органических веществ
Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью
1. Автотрофный
2. Гетеротрофный
В1. Задание с развернутым свободным ответом (несколько элементов).
Укажите значение лишайников в природе. Назовите не менее трех значений.
В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которыми обозначены слова из словарика.
К группе шляпочных грибов относят шампиньон, подосиновик, … (А). Многолетняя грибница на поверхности почвы образует … (В) и состоит из … (В). Питание гриба происходит в результате … (Г).
Словарик:
1. Плодовое тело.
2. Всасывания питательных веществ.
3. Ножки и шляпки.
4. Мухомор.
Ответы на тест по биологии Группа лишайники
1 вариант
А1. 4
А2. 1
А3. 1
Б1. 2
Б2. 156
Б3. 1212
В1. Легкость вегетативного размножения. 2. Способны переживать длительное высушивание. 3. Перенос ветром частей слоевища на большие расстояния.
В2. 2341
2 вариант
А1. 2
А2. 2
А3. 1
Б1. 3
Б2. 125
Б3. 1122
В1. 1. Водоросли в теле лишайника используют солнечную энергию для образования органических веществ. 2. Нити грибницы разлагают органические вещества до минеральных солей. 3. Формируют почвенный слой.
В2. 4132
Самый загадочный симбиоз гриба и водоросли – класс лишайников. Организм, состоящий из двух компонентов, исследует наука, которая называется лихенология. До сих пор ученым не удалось установить природу их возникновения, а в лабораторных условиях их получают с большим трудом.
Особенности симбиоза гриба и водорослей
Состав организма
Ранее думали, что в симбиоз грибов и водорослей в лишайнике представлен взаимовыгодным способом сосуществования двух организмов:
- грибы получают углеводы, производимые вторым компонентом;
- водорослям необходимы минеральные вещества и покров, чтобы защититься от засухи.
Но позднее симбиотический организм перешел в класс опасных паразитирующих отношений. Потому что обнаружили, что в неблагоприятных условиях гриб становится паразитом. Водоросль может даже погибнуть, если гриб будет поедать не синтезируемые ею углеводы, а ее тело.
Сейчас союз представляют по-другому: споры гриба выбирают себе кормилицу, но последняя может противостоять объединению. Главное правило в симбиозе – взаимовыгодное состояние. Лишайник получится, если оба компонента испытывают трудности существования поодиночке: им не хватает питания, света, температуры. Благоприятные факторы не вынуждают их объединяться.
Вступающие во взаимодействие грибы по-разному ведут себя с водорослями. Образует гиф со всеми доступными видами, но некоторых из них просто съедают. Синтез проявляется только со схожими классами. В сосуществовании оба организма меняют свое строение и внешний вид.
Строение организма
Структурно в лишайнике представлено 2 компонента: гифы грибов с вплетенными в них водорослями. Если вплетение равномерное, его называют гомеомерным, а если только в верхнем шаре – гетеромерным. Это так называемое слоевище таллома.
Тело организма называется таллом. По внешнему виду выделяют типы:
Первые выглядят как тонкая корка, крепко сросшаяся с поверхностью. Листоватые держатся на пучках гифов. Кустистые выглядят как свисающий куст или борода.
Цвет может быть серый, бурый, зеленоватый, желтый или черный. Концентрация регулируется специфическими красящими веществами, содержанием железа, кислотами в окружающей среде.
Способы размножения и жизненный цикл
Лишайники устойчивы к отсутствию воды
В лишайнике способностью размножаться наделены оба компонента. Грибной воспроизводится вегетативно – частями таллома или с помощью спор. Отростки тела отрываются от слани и перемещаются животными, людьми или ветром. Так же распространяются споры.
Второй компонент делится вегетативно. Симбиотический комплекс улучшает способность к размножению. А некоторые виды практически не существуют вне пределов лишайника.
Растут организмы медленно. Образует прирост на год от 0.25 до 36 мм. Зато они нетребовательны к условиям среды:
- растут на скалах, земле, стволах и ветках деревьев, на неорганике: стекле, металле;
- выдерживают обезвоживание.
Устойчивые к температурам от -47 до 80℃, 200 видов обитает в Антарктике. Около двух недель смогли прожить вне земной атмосферы.
Роль лишайников
Существует около 20 тыс. видов. Симбионт образует сетку распространения по всему миру. Особо значимы организмы в местностях тундры и лесов:
- Служат пищей северным оленям.
- Принимают участие в выветривании горных пород.
- Становятся местом для размножения насекомых.
Человек использует их:
- В качестве индикатора загрязнений среды.
- Чтобы определить возраст скал, ведь сами лишайники живут до 4500 тыс. лет.
- Для получения антибиотиков нужны виды Цетрария, Кладония, Пармелия, Уснея.
- Из Лобарии и Евернии получают аромовещества и фиксаторы запахов.
Манну лишайника едят в пустынях Среднего Востока, а в Японии Умбликария съедобная считается деликатесом. Съедобны виды бриории Фррмонта.